Вдоль по Вилии

Белорусские и литовские энтузиасты готовятся повторить путешествие, совершенное 150 лет назад графом Константином Тышкевичем
Белорусские и литовские энтузиасты готовятся повторить путешествие, совершенное 150 лет назад графом Константином Тышкевичем

...И все–таки они поплывут! Пусть не на яхтах — как полтора века назад, а на каноэ, катамаранах и лодках, но двинутся вниз по течению Вилии. Может, и мне тряхнуть стариной и тоже напроситься в гребцы, чтобы встретить мистический праздник Купалье в Вильнюсе?!

Флотилия под белыми парусами

28 мая 1857 года армада парусников, снаряженная и возглавляемая графом Константином Тышкевичем из Логойска, отправилась в романтическое путешествие по живописной Вилии. Отплывала самодеятельная флотилия от деревни Камено, расположенной в нынешнем Вилейском районе. Место было выбрано с толком: во–первых, здесь начинается исток славной белорусской реки. Во–вторых, рядом расположен древний знаковый камень с изображением шестиугольного креста. Ну чем не символичное благословение в добрый путь!

Подробности научно–патриотической экспедиции нашего легендарного земляка я описала в статье «Флотилия графа Тышкевича» (5 декабря 2006 года). Напомню: миссия у его сиятельства с командой была самая что ни есть благородная — описать встреченные по ходу путешествия замки, курганы, городища, населенные пункты, местный фольклор, песни, а также зарисовать наиболее живописные виды.

Во время подготовки первой статьи я и услышала прозвучавшее вначале из уст логойских, а затем возжелавших присоединиться к ним вилейских краеведов благое пожелание — повторить спустя полтора века путь графской флотилии.

С лопатами к старым курганам

...Трудно, но можно представить: седовласый граф, облаченный в рабочую блузу, с лопатой наперевес спускается с головного парусника на берег и закладывает шурф в древнем кургане. Константин Тышкевич, правовед по образованию (он окончил Виленский университет), по зову души стал очень профессиональным археологом, сделавшим немало интересных находок и открытий. Недаром же вместе со своим братом Евстахием в 1842 году он на основе собственных собраний создал первый в наших местах музей в Логойске, ставший предтечей легендарного музея древностей в Вильно, который в пору своего расцвета (шестидесятые годы позапрошлого века) насчитывал свыше 2 тысяч бесценных экспонатов.

Логойские краеведы нынче пытаются возродить былую славу своих земляков, практически на пустом месте создавая музей их имени. Начни они делать это на пару десятков лет раньше — возможно, экспозицию можно было бы разместить и в бывшем графском дворце. Но остатки благородного здания уже после войны попытались стереть с лица земли. И теперь они являют грустное зрелище: кирпичные развалины посреди старинного парка, мертвые каскады рядом. После выхода статьи я отправила материал на реагирование в Логойский райисполком, предложив руководству района разделить патриотическую грусть и высказаться о судьбе дворца и парка. Насчет парка ответ за подписью заместителя председателя райисполкома Г.Драгуновой пришел: реконструкцию его город планирует провести до 2010 года. Насчет дворца — молчание. В общем–то объяснимое: районному бюджету подобные затраты явно не по плечу. Но хотя бы сожаление по утраченному хотелось мне увидеть вкупе с мечтами о восстановлении — если на созидательный энтузиазм сил не хватает!

Зато пришла добрая весть оттуда, откуда меньше всего ожидала.

Хотя лукавлю: от этого человека можно ожидать самых кардинальных поступков. Как от всякого не знающего преград энтузиаста. В начале апреля в гости в редакцию приехал из Вилейки начальник местных электросетей, мой добрый знакомый Анатолий Рогач, и привез папку с завизированными на районных уровнях документами. Да–да, с конкретным планом повторения путешествия по Вилии, в котором продумано буквально все: точные даты отплытия и места высадки на берег в знаковых населенных пунктах, памятные мероприятия, перечень заинтересованных, читай – ответственных, лиц.

Вилейские краеведы, как пояснил Анатолий Валентинович, не просто решили поддержать логойчан в их добром порыве, но и заразили своим энтузиазмом руководство соседних районов — Островецкого и Сморгонского. И, как мне кажется, даже перехватили у прямых земляков Тышкевичей инициативу.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Точная дата «старта» уже намечена — 5 июня, в Международный день охраны окружающей среды. Пройдя пешком до деревни Камено, члены экспедиции — белорусские и литовские — совместно установят памятный знак в честь юбилейного плавания. Дальше в маршруте предусмотрены сплав по реке и швартовка в Вилейке, где будет установлен еще один памятный знак, ночлег неподалеку от местечка Ганута, описанного Игнатием Ходькой, остановка в деревне Залесье с посещением музея–усадьбы Михала Клеофаса Огиньского. А еще планируется не просто ночлег в деревне Данюшево, а настоящая вечерина с местными песнями, напевы которых записал сам Константин Тышкевич, останавливавшийся здесь 150 лет назад. Пересечение белорусско–литовской границы — если не случится природного форс–мажора — намечено на 16 — 17 июня.

А теперь представьте ситуацию: практически впервые в истории современной Беларуси и Литвы намечается беспрецедентное дело — переход границы по реке! И об этом, как о само собой разумеющемся, спокойно и по–деловому говорят все члены координационного совета в кабинете заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги. И Чеслав Казимирович, будто это и не чревато хлопотами и треволнениями, обещает участникам экспедиции полную поддержку. А сидящий в конференц–зале президент Союза путешественников Литвы Альгимантас Юцевичюс в свою очередь гарантирует такое же содействие с литовской стороны. Конечная–то цель маршрута у романтических подражателей графа даже не Вильнюс, а Каунас. Бывший город Ковно, где сливаются реки Неман и Нерис, то бишь наша Вилия, и где сушил весла довольный результатами своей экспедиции Константин Тышкевич, который, кстати, среди прочих попутно–местных традиций описал и способы успешного рыболовства в Вилии.

Культурные наши соседи между тем развили инициативу дальше и сообщили, что благополучное завершение уникальной экспедиции в честь графа Тышкевича позволит создать на ее основе весьма заманчивый для путешественников из других стран международный историко–туристический маршрут, на который уже есть предварительные заявки.

Впрочем, белорусы также оказались не лыком шиты: прямо на заседании прозвучало сообщение о том, что к намечаемой экспедиции только что изъявили желание примкнуть польские участники. Вопрос, найдутся ли для них места в лодках, оказался риторическим. Дружным голосованием было решено расширить круг участников похода.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter