Репортеры «СОЮЗа» в Петербурге провели тест-драйв белорусских инновационных троллейбусов

Вдоль по питерским

Первый инновационный троллейбус новой модели 32100D с увеличенным автономным ходом производства минского завода «Белкоммунмаш» (BKM Holding) появился на улицах Северной столицы. Его можно увидеть на маршруте № 15, соединяющем Московский район и центр города.

Троллейбус низкопольный: пассажирам удобно входить, а откидная часть на входе позволяет легко вкатывать детскую коляску.
СВЯТОСЛАВ АКИМОВ

Вскоре такие троллейбусы будут повсеместно: в течение полутора лет город получит их 97. Новинка оснащена экологичными литий-ионными аккумуляторными батареями от дочернего предприятия (ООО «Рэнера») Госкорпорации «Рос­атом». Новая модель может проехать без контактной сети 20 километров, что позволит пустить ее как в районы новостроек (где в принципе нет контактной сети), так и на межрайонные рейсы, имеющие участки без сети. Отдельных зарядных станций не требуется: батареи подзаряжаются во время движения.

Журналисты «СОЮЗа» проехали на новинке и узнали о ее отличиях, а заодно и мнение первых пассажиров.

...Троллейбусное кольцо на Сызранской улице. Несколько троллейбусов. Наш внешне отличается от всех. Более стильный, яркий, с огромными панорамными окнами (так что петербуржцы и гости города вполне могут использовать его как туристический — маршрут долгий и заканчивается возле Смольного, в пути увидите много достопримечательностей). Может, внешность обманчива?

Садимся. В салоне комфортно (установлена система климат-контроля и в салоне, и в кабине). Летом незаметно, но есть и система «Теплый пол», которая подогреет участки возле дверей — чтоб не намерзал лед (для петербургского общественного транспорта старых моделей намерзающий лед — серьезная проблема, ведь на наледи можно поскользнуться). Салон просторный, кабина водителя занимает минимальную площадь. 

Мультимедийная система, большой экран, на котором отображается маршрут и прочая полезная информация, USB-порт для зарядки гаджетов, множество видеокамер (что они заметны пассажирам — это плюс, меньше вероятность вандализма). Из салона отлично видно кабину водителя: никаких традиционных занавесочек. Все как на ладони, то есть пассажиры могут наблюдать за действиями водителя.

Знакомимся. За рулем Александр Михайлович Мастерских, водитель первого класса, инструктор. Работает водителем троллейбуса с 1999 года.

— Но все равно проходил дополнительное обучение именно для вождения этой модели. Она отличается от предыдущих, в том числе и белорусского производства. И в ней есть новинки, которые облегчают управление и повышают безопасность транспортного средства для пассажиров, — отмечает Александр Михайлович.

Больше всего в новом белорусском троллейбусе нашему корреспонденту понравились огромные стильные панорамные окна.
СВЯТОСЛАВ АКИМОВ

Специально для обучения водителей из Беларуси был привезен тренажер-кабина. Обучение проходило под руководством инструктора, который, в свою очередь, обучался на предприятии-изготовителе. Из плюсов, заметных только водителю: более удобная панель управления, все необходимое сконцентрировано, а на мультимедийный руль выведена часть функций.

— Такой руль был в новинку, но вот, откатавшись неделю, я понял, насколько он удобней руля обычного, — делится впечатлениями водитель.

Камеры кругового обзора, автоматически включаемый свет в салоне (в зависимости от освещенности на улицах), стеклоочистители, сами включающиеся при дожде, более комфортное регулируемое сиденье с пневмоподвеской. Но, пожалуй, самое главное: система контроля бодрствования водителя. Она сделана так, что при отклонении от определенных параметров троллейбус сам плавно останавливается, и если водитель не подтвердит, что с ним все в порядке, дальше не поедет. То есть если водителю стало плохо, он не в состоянии контролировать дорожную ситуацию — ДТП не будет.

— Очень умная система. Она, кстати, не позволяет водителю и по телефону говорить. Понятно, что разговоры за рулем запрещены, но система дополнительно контролирует и это, — поясняет Александр Михайлович и демонстрирует нам работу системы. Подносит телефон к уху, тут же подается сигнал «Стоп». Все, движение блокируется. (Смотрели мы на это с завистью. Вот бы такую систему в маршрутках, в которых частенько водители телефон из рук не выпускают. Да и в салонах не помешала бы: всех нас доставало, когда нерадивый пассажир обсуждал свои дела на весь автобус.)

Троллейбус идет на маршрут. Появляются пассажиры.

— Отличный троллейбус. Едем не первый раз в нем. Стараемся сесть поближе к USB-порту: зарядки для телефона вечно не хватает. И панорамные окна впечатляют, — говорят Ирина и Петр.

— Сиденья удобные. Троллейбус низкопольный: удобно входить. А откидная часть на входе позволяет мамочкам легко вкатывать коляску. Мы-то, когда детей растили, в поездки брали не коляски, а «кенгурушку» или просто на руках ребенка таскали. О колясках, особенно больших, и не мечтали, — добавляет Ксения.

На следующей остановке в троллейбус хочет сесть мама с ребенком в инвалидной коляске. Александр Михайлович выходит, открывает откидную часть, помогает закатить коляску и зафиксировать ее в салоне.

— А мы как-то вечером сели в троллейбус — и такая красота: голубая подсветка внизу. Смотрится потрясающе! — делится впечатлениями Анастасия.

Возможности увеличенного автономного хода (УАХ) оценят жители окраин. Такие троллейбусы свяжут самые отдаленные микрорайоны со станциями метро. Кроме того, автономный ход позволяет объехать места ДТП, тогда как обычные троллейбусы будут стоять, пока ситуация не разрешится.

УАХ (а в данной модели он на шесть километров больше, чем на предыдущих троллейбусах, закупленных городом) возможен благодаря литий-ионным батареям. Причем, как подтвердил представитель предприятия-изготовителя, срок службы их — до восьми лет, после чего батареи не окажутся на полигоне. Элементы, которые еще в хорошем состоянии, будут использоваться повторно, но на стационарных объектах.

Троллейбусы из Беларуси поставляются в Санкт-Петербург уже на протяжении двух десятков лет. По улицам города курсирует 140 таких троллейбусов, и вскоре к ним добавится еще почти сотня.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Денис Минкин, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»:

— Мы с 2022 года реализуем комплексную программу развития предприятия: под обновление подвижного состава параллельно модернизируется вся инфраструктура ГЭТ. С начала года законтрактовано 286 троллейбусов и 192 трамвая. В их числе 97 троллейбусов с увеличенным автономным ходом поставляет минский «Белкоммунмаш». История сотрудничества с ним насчитывает более 20 лет и началась в 1999 году с троллейбусов модели АКСМ-101. Предприятие зарекомендовало себя как надежный производитель и сегодня является важным партнером в вопросах поставки долговечного и современного транспорта, в частности машин с увеличенным автономным ходом, позволяющим обеспечить транспортную доступность новых жилых районов без привязки к существующей контактной сети.

Татьяна Тюменева

tioumeneva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter