Олеся Шевелева уже подготовила со школьниками 10 проектов, которыми заинтересовались в мире

Вдохновленные природой

С серебряными медалями вернулись 11-классники Владислав Андрейчук и Анастасия Рубникович с Международной выставки-конкурса научных проектов Mostratec в Бразилии. В таких конкурсах участвуют в основном студенты 2 — 3-х курсов. Уровень проектов — от создания искусственного сустава до определения онкомаркеров по анализу крови. Всего было представлено 752 проекта по биологии. И в секциях «Клеточная биология» и «Защита окружающей среды» наши школьники заняли 2-е место. Чем так впечатлили жюри?

Олеся Шевелева с Владиславом Андрейчуком и Анастасией Рубникович.

Гриб — замена пенопласту

— Вы слышали про грибную кожу, или про микобрикеты? — показывает Анастасия результат своей двухлетней работы — тонкие, как пергамент, эластичные листы и легкие кирпичики. — Это лишь десятая часть моей коллекции. В Бразилии даже члены жюри просили себе такой сувенир. Возьмите в руки, напоминает кожу? Одна сторона гладкая, водоотталкивающая, а обратная бархатистая. Следующий этап — придание ей прочности. В перспективе из нее можно и сумочки шить, аксессуары, обувь. Второй материал, который мы создали из грибов и растительных отходов, — микобрикет. Опилки взяли за основу и мицелий в качестве клея. И за счет его свойства принимать любую форму можно создавать хоть кубик, хоть шарик, хоть стаканчик. Готовый продукт запекаем в термошкафу, и рост мицелия останавливается. Так что гриб здесь не вырастет. Это экологичная замена пенопласту, мы даже сравнивали их теплопроводность — одинаковая! Из него можно делать что угодно, даже горшки для рассады, которые потом сажаете в почву и получаете отличное калийное удобрение. 

Летом этот же проект Анастасия защитила в Америке на серебряную медаль. Уверена, можно было рассчитывать и на большее, если бы авиакомпания не потеряла ее чемодан. А в нем — вся доказательная база. Пришлось распечатать для наглядности фотографии и буквально на пальцах рассказывать, как можно из мицелия грибов создавать такие материалы.


Новый источник антиоксидантов

Владислав показывает кору деревьев с налетом «ржавчины»:

— Это водоросль трентеполия, богатая каротиноидами, которые и придают ей кирпично-красный цвет. А они известны как витамины долголетия — самые мощные антиоксиданты. Идея проекта — использовать эту водоросль как источник каротиноидов. Но ходить по лесу и соскребать ее с деревьев — так себе затея. Поэтому первый этап проекта — «напомнить» водоросли, что она вообще-то должна и может жить в воде и научиться ее выращивать в лабораторных условиях. А второй — заставить ее вырабатывать полезные вещества на полную мощность. Для этого ей нужен стресс: повышенный ультрафиолет, перепады температур. 

Много времени ушло на то, чтобы подобрать для водоросли нужные настройки. Результат работы Влад проверял на бабушкиных курах, месяц подмешивая в их корм полученные каротиноиды. А затем качество яиц сравнивал в лаборатории. И не только куры поправились, говорит, но и масса яиц за две недели на 7% увеличилась, а в желтках накопился витамин А. Перспектив у этого проекта еще о-го-го! В Республиканский центр экологии и краеведения Владислав ездит каждые выходные из Лунинца. Три часа пути. И так три года подряд. И все ради этой водоросли. 


«И 36 часов в сутках мало!»

Автор всех этих научных проектов — старший преподаватель биофака БГУ Олеся Шевелева. Говорят, в университетских коридорах ее встретить нереально — все время в лаборатории. Лекции ее — это всегда за рамками привычного. И всегда с юмором, креативным подходом. А как иначе? Чтобы увлечь других, нужно самому быть увлеченным. 

— С Олесей Александровной не соскучишься! — говорят ребята. — 4 — 5 часов в лаборатории пролетают незаметно. Каждый наш приход сюда — это что-то новое, пытаемся что-то создать, не получается — ищем, придумываем, пробуем… 

Олеся Шевелева признается, что, если бы в сутках было 36 часов, ей бы и их не хватало:

— Когда горишь какой-то идеей, кажется, запас твоей энергии безграничен. А когда еще и получается, остановиться трудно. Родители до сих пор вспоминают, как в детстве я могла поставить будильник на 4 утра, чтобы решить какую-то задачу, которую вечером не успела. А после встречи рассвета на школьном выпускном я летела первым же поездом из Толочина в Минск, чтобы в 9 утра быть у репетитора по химии. Потому что с 5-го класса мечтала поступить на биофак…


Страсть к творчеству и экспериментам появилась уже после аспирантуры. И первый же научный проект со школьницей из Лунинца — про способы уменьшения содержания радионуклидов в грибах и ягодах — на международных конкурсах экологических проектов в Азербайджане, Грузии и Индонезии завоевал золотые медали. А Олеся Шевелева стала лауреатом премии специального Фонда Президента за особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов. 

— С Кристиной Невдах мы тогда собрали целую коллекцию грибов. Разделили их по степени накапливаемости радиоцезия. Меньше всего его было в опятах, вешенках, которые растут на деревьях. А вот в боровиках, подосиновиках, маслятах концентрация зашкаливала… После чернобыльской аварии цезий уже погрузился на уровень корневой системы, и грибы-ягоды стали заменять свой основной компонент калий на его аналог — цезий. Затем мы искали наиболее эффективные способы выведения радионуклидов из грибов: варка, сушка, вымачивание. Издавали буклеты, проводили лекции. Это был очень масштабный социальный проект по повышению радиологической культуры населения.

Затем были новые проекты и конкурсы в Кении, Турции, США, Бразилии. Белорусские школьники, вдохновленные наставницей, покоряли новые страны. 

— Как у вас рождаются идеи?

— Они меня сами находят, — смеется Олеся. — Когда молола в миксере мицелии грибов, заметила, что одни превращались в муку, а другие, сколько их ни перемалывай, оставались волокнистыми. И это натолкнуло на мысль: если эти волокна задубить, получится ли кожа? Стала собирать информацию, оказалось, что кожу из грибов делали с древних времен. Плодовые тела размачивали, нарезали, склеивали. Но из каких и как — нигде не говорится. Пришлось идти в лес и искать подходящие «продуценты». Это уже мой 10-й проект со школьниками. 

— И сложно их увлечь этими биополимерами и аэрофильными водорослями?

— Наоборот, я удивлена, насколько высока у них самоотдача. Они вместе со мной с удовольствием мониторят научные статьи, присылают на почту, выходят на видеосвязь: «Посмотрите, что я нашел. А давайте это изменим, сделаем так». Мне с ними даже интереснее, чем со студентами. Владислав пришел ко мне в 8-м классе, я его даже брать не хотела, думала, что очень маленький, поездит пару месяцев и забросит. Но нет! И с водорослью у нас получилось «договориться». С этим проектом мы впервые покоряли США в 2016 году. Влад был самым младшим среди участников — 14 лет, а там возрастной потолок — 21 год. И взял бронзовую медаль! Другой проект, с 9-классницей Ульяной Быковой, — выращивание лекарственных грибов на пищевых отходах — получил серебро. 

Ботаниками обычно называют школьников, которые головы от учебников не отрывают. Но в этих ребятах совершенно нет суперсерьезности. Скорее, наоборот. У них тысяча других увлечений. Успевают и в кино, и в спортзал, и на вечеринку с друзьями. Сейчас Настя с Владом перед сложным выбором: биофак или медуниверситет? 

— Для меня, в принципе, это равнозначные варианты, — говорит Владислав. — В обоих случаях это помощь людям. Или в науке буду искать способ продлить жизнь, или на практике.

kucherova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter