Вдохновение — в вине

Письма из Пекина
Китайцы верят, что умеренное питие полезно для здоровья. Ключевое слово здесь, понятно, «умеренное», а потому увидеть пьяного китайца — большая редкость.

Но есть здесь категория людей, на которых вино оказало огромное влияние, — больше, чем в какой–либо иной стране. Это художники, каллиграфы и поэты, создавшие множество подлинных шедевров, будучи, как у нас говорят, «в подпитии»: чарка доброго вина помогала им выпустить на волю дракона своего воображения. Знаменитый каллиграф Ван Сичжи, которого до сих пор уважительно называют «святым», завершил самое выдающееся свое произведение — Ланьтинсюй (пролог к «Павильону орхидей»), — будучи сильно нетрезвым. Потом, уже на трезвую голову, он несколько раз пытался превзойти содеянное — безрезультатно. Я, кстати, видела это произведение, выбитое в камне, недалеко от города Шаосин — это место паломничества для каждого уважающего себя каллиграфа. Забава древних художников — «плывущая чарка» — и сегодня здесь весьма популярна. Люди сидят на берегах извивающегося ручейка, девушки наливают рисовое вино в чашки с плоским дном и пускают их по течению. Чашка остановилась напротив вас — расскажите стихотворение и выпейте вино. Это и есть основное отличие нынешнего развлечения от прошлого: сегодня стихотворение вы можете рассказать, а в старые добрые времена поэты его сочиняли — здесь же, у ручья, немедленно. Так что китайцы должны быть благодарны знаменитому шаосинскому рисовому вину — благодаря ему на свет родилось множество прекрасных строк.

В стране по–прежнему живы и другие древние традиции, связанные с потреблением вина. Это алкогольные игры, которые в Поднебесной называются цзюлин, и это уникальная китайская традиция, зародившаяся еще во времена династии Западная Чжоу (1046 — 771 гг. до н.э.).

У цзюлина было (и остается) много форм и видов, причем они зависели от социального, образовательного уровня и интересов выпивающих. Алкогольные игры делятся, пусть и весьма условно, на три категории: общие, соревновательные и литературные.

В общие могут играть все: рассказывать анекдоты и шутки, отгадывать загадки. Среди женщин весьма популярна игра чуаньхуа, другое название — «представление с гонгом». Бьет гонг, сидящие за столом быстро передают друг другу цветок. Когда звук прекращается, тот, у кого в этот момент оказался цветок, выпивает чарку и устраивает небольшое представление: рассказывает стихотворение, поет песню или танцует.

Соревновательные цзюлин включают стрельбу из лука, метание стрел, шахматы, домино, выкидывание пальцев и ставки на животных. Два последних конкурса особенно популярны в наши дни. Играя в выкидывание пальцев, два участника выпрямляют несколько пальцев на правой руке, каждый при этом выкрикивает число от одного до десяти. Если количество выброшенных двумя игроками пальцев равняется числу, названному одним из них, он считается победителем, а проигравший должен выпить. Чтобы игра была веселее, участники не просто называют цифры, но обыгрывают их: слова «два добрых брата» означают цифру два, «три сияющие звезды» — три, «богатство за четыре сезона» — четыре и т.д.

Ставки на животных — еще одна любопытная игра, правила которой известны каждому китайцу. Два игрока одновременно ударяют о палочки друг друга, называя один из четырех терминов: палка, тигр, петух или насекомое. Палка побеждает тигра, тигр съедает петуха, петух клюет насекомое, а насекомое разрушает палку. В некотором смысле философская игра, правда? Чтобы в нее играть, нужно сохранять некоторую трезвость сознания — иначе запутаетесь.

В эти две игры часто играют в барах, ресторанах и на вечеринках. Но интеллектуалы хоть и знают правила общих игр, но считают их вульгарными. Люди, получившие хорошее образование, знающие традиционную культуру, и интеллигентные барышни предпочитают тонкие игры — литературные цзюлин. Они очень напоминают те игры, которые были популярны у поэтов и художников прошлого, — сегодня игроки тоже выдают оригинальные, новые и неожиданные импровизации, цитируя при этом классические философские труды, стихи, поговорки, сказки и ссылаясь на исторических персонажей. Результат такой алкогольной игры — не только пьянящее веселье, но и настоящие произведения искусства. Великий китайский поэт Бай Цзюйи однажды сказал, что элегантный цзюлин интереснее музыки.

Хотите поиграть? В добрый путь! Однако не переусердствуйте. Один из самых знаменитых поэтов древнего Китая Ли Бо утонул в реке, пытаясь поймать отражение луны. Случилось это, понятно, после нескольких полных чарок и вдохновенной игры цзюлин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter