«Вдохновение по заказу – штука коварная»

Режиссер-аниматор  Михаил  Тумеля  завершил  совместный  проект  о  геральдике  некоторых  наших  городов

Режиссер-аниматор  Михаил  Тумеля  завершил  совместный  проект  о  геральдике  некоторых  наших  городов

Участник и призер многочисленных фестивалей режиссер-аниматор Михаил ТУМЕЛЯ  создает сказочные истории  для детей и взрослых из песка и пластилина, работает с куклами и рисованными персонажами.  Добрый дядя Миша – таким знают его дети и взрослые по передаче «Мультиклуб», где он вместе с инопланетянином Пацей-Вацей обучал юных телезрителей азам создания анимационных фильмов. 

— Условно  я разделяю режиссеров на атлантов и протеев. Атланты — уверенно держат «свод», им тесно в рамках одного фильма, и все их последующие работы, как правило, продолжают первую основную. Протеи же, как и трудноуловимое морское божество, постоянно меняются. Себя я отношу скорее ко вторым. Мне интересно попробовать разные темы, жанры, разную технику, – говорит Михаил Тумеля. 

— Работая над мультфильмом, вы представляете, какой будет его аудитория? 

— Что касается аудитории, то это вопрос непростой. Анимация существует уже более 120 лет, и за это время выделились многочисленные ее направления: детская и для взрослых, поэтическая и коммерческая и т.д. И каждый из этих пластов охватывает свой срез человеческих интересов. Просматривая свои работы, я понимаю, что непосредственно детских фильмов у меня не так уж и  много. Мне кажется, до детского фильма с его житейской мудростью и простотой нужно созреть. А вдохновение по заказу – штука коварная. Раньше перед советской анимацией стояла задача выпускать только детские картины. Сегодня мы часто говорим, какие хорошие, добрые, светлые были советские мультфильмы. Но мы помним только шедевры, которые прошли испытание временем. А ведь был же и ряд работ откровенно низкого качества, которые пылятся на полках. Так что, делая фильм для детей, нужно быть очень наблюдательным, чутким и мудрым. Моими любимыми детскими мультфильмами являются три картины: «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука, «Сказка сказок» Юрия Норштейна и «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. Мне кажется, это просто непревзойденный пример анимационной  игры, режиссерской техники и глубокой философии. К такому уровню нужно стремиться. 

— Как лично вы оцениваете сегодняшнее состояние белорусской анимации? 

— Мне нравится то, что «Беларусьфильм» не утратил позиций авторского кинематографа. Во многих других республиках бывшего СССР об анимации давно ничего не слышно, например, в Грузии или Туркмении. Наши же аниматоры продолжают работать. Кстати, всего несколько недель назад мы сдали фильм «Аповесць мінулых гадоў», над которым работали совместно с Владимиром Петкевичем, Игорем Волчеком и Александром Ленкиным. Это серия небольших мультипликационных рассказов о геральдике городов Беларуси. Уже готовы три сюжета – о Минске, Гродно и Бресте. Впереди – о Гомеле, Витебске, Могилеве. Думаю, работа понравится и детям,  и взрослым.   

Мне часто задают вопрос: как стать художником анимационного кино? Хорошим аниматором стать непросто.  После начального обучения  нужно еще поработать на разных картинах несколько лет, чтобы набраться анимационного опыта. Да и нет у нас пока такого заведения, где бы готовили таких специалистов. Как и всегда,  анимация держится на энтузиазме. А энтузиазм обычно дело молодых. 

— Говорят, лучший фильм – это еще не снятый фильм. А какую картину вам хотелось бы снять? 

— Планов всегда много. Но уже очень давно хочу снять белорусскую историю про «ваўкалакаў». Есть даже литературный сценарий этой картины, но звезды пока над ней не сошлись… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter