Минск продолжает исследовать феномен творческих династий

Вдохновение — это фамильное

Минск продолжает исследовать феномен творческих династий. Теперь — и в галерее Савицкого, уступившей свое пространство сразу четверым художникам с общей фамилией.


Семейный союз художников: Антон, Владимир, Александр и Павел Шаппо.

Семейная и династическая тема в белорусском искусстве никогда еще не изучалась так пристально, как в этом году. Начало тренду было положено в январе, когда вернисажем Григория, Наталии, Галины и Дарьи Ивановых минская галерея «Артель» открыла свой проект «Знаменитые художественные династии Беларуси». Почти сразу же вслед за ней в «АртХаосе» выставили «фамильную» живопись Татьяны и Валерия Потворовых, которой, собственно, это арт–пространство и заявило о своем появлении на карте города. Прямо сейчас можно сравнить художественные миры Анны Силивончик в Галерее Белорусского союза дизайнеров и ее дочери Марии на выставке в салоне «Грай». Заглянуть в лиричный «Семейный альбом» трех поколений художников Маслениковых в «АртХаосе», галерее торгового центра Dana Mall. А НЦСИ уже анонсирует новый проект-экспериментАндрея и Марины Вереничей, приглашая публику на открытие выставки через неделю.

Александр Шаппо. «Святой Себастьян».
Супруги, дети, внуки отважно соглашаются на предложения галеристов показать их творчество одновременно или в общем пространстве под фамилией, которую часто первыми прославили не они. Публика сравнивает, аплодирует и ждет продолжения семейных историй.

— Творческая династия — феномен очень продуктивный, — считает художественный критик Ольга Коваленко. — Новые поколения сразу получают то, что другим художникам приходится нарабатывать порой годами. Хотя, конечно, бывает и так, что глава династии подавляет своим авторитетом талант младших представителей семьи, мешая им найти собственную дорогу в искусстве. Но случай Шаппо — абсолютно уникальный.

Сегодня Ольга Коваленко представляет партнера выставки квартета Шаппо в галерее Савицкого — галерею «АртПорт». Арт–пространство, сотрудничающее с художниками, способными заинтересовать публику небедную и насмотренную. Но разместить масштабные работы всех четверых на небольшой территории «АртПорта», обосновавшегося на первом этаже «Президент–Отеля», затруднительно. И хотя каждый из Шаппо любопытен сам по себе, сообща они звучат еще интереснее. Как дерзкая джазовая импровизация. Или, если хотите, как авангардная театральная постановка.


В этой выставке много также от кинематографа. Начиная от интригующего названия («Струсто, Даубле, Ричи, Саванар») до непредсказуемого развития сюжета, который вместе со зрителем кидает героя этой истории по странам, континентам, кухням и мастерским Александра, Павла и Антона к обретению новых смыслов в почти библейских картинах–витражах их отца, Владимира Дмитриевича. Каждый из них выбрал собственную дорогу в искусстве. Александр Шаппо — скульптор, график, Павел — дизайнер, живописец и писатель, оба успешно реализуют себя в кино и театре. Антон также известен не только своими нестандартными арт–объектами, а еще и как человек, открывший первый в стране тату–салон. Ну и, конечно, Владимир Шаппо — признанный мастер с очень своеобразным почерком и довольно нестандартными взглядами на жизнь и творчество. «Для чего нужны дети–художники? Чтобы с ними соревноваться», — так он говорит о своих сыновьях. И все же общего у них гораздо больше, чем нарочитая театральность работ всех четверых. Струсто, Даубле, Ричи, Саванар — главная формула вдохновения каждого из Шаппо, объединившая названия четырех озер на Браславщине, где их корни. А общая фамилия — залог свободы творчества, независимого от мнения коллег и публики. Гарантия поддержки любых экспериментов. Заместитель председателя Белорусского союза художников Леонид Хоботов по этому поводу так и говорит: «Владимир Дмитриевич создал собственный союз художников и вполне самодостаточно чувствует себя в компании своих талантливых сыновей». Как в любом остроумном замечании, в его словах — лишь доля шутки.

Бесспорно, ценители искусства непременно найдут время, чтобы навестить в ближайшие недели и галерею Савицкого, и «АртХаос», и НЦСИ — тема династических выставок еще далеко не исчерпана.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter