Вдогонку за зубром

АВТОМАГИСТРАЛЬ построена за полтора года по личному распоряжению главы государства. Общая сумма инвестиций в проект составила 331 миллиард рублей. Дорога протянулась почти на 200 километров по живописным и овеянным легендами местам Каменецкого, Пружанского и Свислочского районов. Почти половина пути лежит через леса, поля, низины и даже болота. Чтобы экскаватор не проваливался в болото, для него сооружали специальные деревянные щиты, по которым машина и передвигалась. А свое начало обходной путь, призванный «расшевелить» околопущанскую жизнь и вдохнуть перспективу в умирающие деревушки, берет на границе с Польшей, рядом с автодорожным переходом Песчатка.

Подземные тоннели для лягушек и миграционные переходы для животных — на новой суперсовременной трассе в обход Беловежской пущи.

АВТОМАГИСТРАЛЬ построена за полтора года по личному распоряжению главы государства. Общая сумма инвестиций в проект составила 331 миллиард рублей. Дорога протянулась почти на 200 километров по живописным и овеянным легендами местам Каменецкого, Пружанского и Свислочского районов. Почти половина пути лежит через леса, поля, низины и даже болота. Чтобы экскаватор не проваливался в болото, для него сооружали специальные деревянные щиты, по которым машина и передвигалась. А свое начало обходной путь, призванный «расшевелить» околопущанскую жизнь и вдохнуть перспективу в умирающие деревушки, берет на границе с Польшей, рядом с автодорожным переходом Песчатка.

Работы на беловежском БАМе — а именно так называют трассу местные жители — одновременно вели около двадцати дорожно-строительных организаций. В роли генподрядчиков выступили два мощнейших предприятия области — «Брестоблдорстрой» и «Бреставтодор». На правах субподрядчиков им помогали крупнейшие дорожно-строительные тресты Минска, Гродно, Могилева, специальные мостоотряды.

Чтобы не нарушить экологическое равновесие, пришлось аккуратно обходить озерца, в которых вместе с метровыми щуками водятся и редкие виды живности.  Помимо дорожного полотна, по ходу трассы возведены 9 мостов через реки и заболоченные участки. Самый внушительный — длиной 128 метров через реку Лесная, неподалеку от деревни Голый Борок. Также устроены 32 «туннеля» для земноводных с направляющими конструкциями, три подземных перехода для копытных в местах их постоянных миграций.

Не обошли вниманием дорожники и те деревни, что остаются чуть в стороне: к ним протянутся асфальтированные подъезды. К слову, прилегающими участками потенциальные инвесторы интересуются активно, а многие долго пустующие постройки уже приобретены в собственность. Заметно подросли в цене и дома сельчан, даже в, казалось бы, отживающих свой век селениях.

Тем временем вдоль трассы уже появляются ростки новой жизни. Первыми ее ощутили уже существующие агроусадьбы, хозяевам которых несказанно повезло оказаться на столбовой дороге завтрашнего туризма.

 Дождалась своего истинного возрождения и старинная пружанская деревня Лысково. Объездная дорога проходит прямо по главной улице, на которой расположен не утративший своего величия костел XVIII века. Изначально Лысково с его 500-летней историей предполагалось обойти стороной, но учли, что это настоящий музей под открытым небом. Здесь великолепно сохранились синагога, остатки монастыря миссионеров, замка XV века, могила поэта и драматурга Франтишка Карпинского, а недалеко от Лысково — курганы XII века. Сама деревня излучает величавую просторность, поэтому и сделали для нее исключение. Поступить так же по отношению к другим селам дорожникам было затруднительно. Асфальтовое полотно шириной девять метров просто не вмещалось между близко стоящими сельскими избами.

А села по дороге попадаются глухие и… уникальные. Волкоставец, например. Рядом — красивое озеро. Здесь можно поставить несколько домиков для туристов или даже построить целый туристический комплекс: природа красивая, первозданная, сосны невероятно высокие, корабельные.

 А кто знал об уникальном деревянном православном храме в деревне Омельянец, рядом с которой прошла трасса? Свято-Крестовоздвиженская церковь отличается от большинства деревянных церквей Брестской области. Никого в регионе не удивишь униатскими строениями, а тут — необычный для запада Беларуси неорусский стиль. Оказалось, местный деревенский храм сгорел когда-то, и по просьбе прихожан сюда в 1925 году перевезли церковь из Яблочинского монастыря — это Польша. А колокола храму подарил маршал Жуков.

 Яркий пример придаваемого трассой импульса — деревушка Клетное. Известный российский бизнесмен Николай Бурнос вложил в нее 20 миллионов долларов. Построил ресторан, гостиницу, провел газ, канализацию, положил тротуарную плитку, всем пенсионерам поставил телефоны. А еще возвел на своей родине прекрасный сельский туристический комплекс, пожалуй, не имеющий аналогов во всей стране.

 Но, заметим, подобных объектов на дороге еще мало. Придорожный сервис предстоит развивать. Удивляет и почти полное отсутствие заправок. Впрочем, местные власти уверены, что инвесторы на эту дорогу придут. Скажем, в Пружанском районе для них рядом с трассой подготовлены около десяти площадок, и к некоторым из них уже проявляют интерес. Возводится АЗС на Песчатке, инвестиционное соглашение о строительстве которой подписал концерн «Белнефтехим». Аналогичная АЗС появится в районе Каменца, а по соседству с нею вырастет гостиница. Участок в 1,5 гектара выделен под строительство Белорусской универсальной товарной биржи.

 Есть предложения и вовсе экзотические. Не так давно в Каменецкий район приезжала делегация из Катара. В планах тамошних бизнесменов — реализовать в Беларуси инвестиционный проект, под который требуется 500 гектаров земли. Речь идет о строительстве развлекательного центра, который включал бы в себя два поля для гольфа, теннисный корт и гостиницу на 130—150 мест. Подходящий участок нашли им как раз в районе нового обхода. Инвесторы уже осмотрели его, даже с вертолета.

 Старая и новая трассы до Пружан нигде не пересекаются, только у деревни Дымники сближаются до расстояния нескольких километров. Это место известного источника, в котором никогда, даже в лютые морозы, не замерзает вода и оборудована специальная купальня.

 Нельзя проехать и мимо площадок для отдыха с символическими названиями «Кабан», «Лиса», «Заяц». Словом, новостройка довольно интересная. Кстати, прямо-таки экономические плоды дает и опыт строительства, ведь чем дольше возводишь объект, тем больше в него нужно вкладывать средств. Предварительно был подготовлен экологический проект обхода. Прошло его широкое обсуждение с учетом мнения населения, экологов, всех заинтересованных служб, ученых НАН Беларуси, специалистов Национального парка. Ко всем рекомендациям дорожники отнеслись очень внимательно.

 Дорога не предусматривает высокоскоростного режима и рассчитана на 90 километров в час — чтобы проезжающие могли любоваться окрестностями. Несомненно, европейский стандарт выдерживает и покрытие, машина идет плавно и ровно. Но все же ночью, несмотря на то, что трасса прилично освещена, гнать не стоит. Пуща совсем рядом, и крупные животные — лось, кабан и даже зубр — тут нередкие гости. Это их территория, и они могут выйти на дорогу в любой удобный для них и роковой для вас момент.

 Дорога вокруг Беловежской пущи будет нести не только транспортную нагрузку. Самое главное — это развитие агроэкотуризма с созданием новых рабочих мест, привлечением капитала в нашу страну. Проект ценен еще и тем, что станет связующим звеном между Европой и странами Прибалтики. По мнению специалистов, он окупится за 7—8 лет.

Александр ШЕВКО, «БН»

Лысково — Пружаны — Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter