Не ленитесь быть наблюдательными

Вдогонку ушедшему лету

Чем больше живешь на белом свете, тем внимательнее прислушиваешься ко всякого рода советам и приметам. Разумеется, пропуская такую информацию сквозь фильтр собственного опыта и накопленных знаний. Но все же прислушиваешься…
Коллаж Юлии Костиковой

Поскольку нынешнее лето я практически целиком провел на своей усадьбе в озерном краю, созерцая все природные метаморфозы, то осмелюсь по тем самым приметам и советам высказать собственные впечатления и версии. Так сказать, вдогонку ушедшему лету, этой замечательной поры года, которой нам всегда не хватает.

Начну, пожалуй, не с самого светлого наблюдения, чтобы потом не возвращаться к такой тематике. С начала лета заметил, что активно размножились в этом сезоне ужи. Правда, у меня на усадьбе их не было, ибо их тут же подобрали бы аисты, которым предстояло вырастить троих малышей. У этих птиц ужи — одно из любимейших лакомств.

На этот раз мой маршрут для тренировочной ходьбы пролегал по хорошо укатанной лесной песчанке. Нельзя было пройти и километра, чтобы не увидеть раздавленных молодых ужат. Реже попадались пострадавшие особи покрупнее. Ужи, как известно, летом любят выползать погреться на песок. По моим наблюдениям, этих холоднокровных таким образом гибнет все больше и больше. Водители, понятное дело, в этом не виноваты.

Почему так происходит? Выскажу свою версию. Думаю, что на генетическом уровне ужи не были приспособлены к такому резкому увеличению роста автотранспорта на лесных дорогах. Им ведь и раньше хотелось погреться. И все же думаю, что природа помогает им приспособиться к выживанию своего вида. Ну, скажем, начнут еще активнее размножаться или что-то в этом роде. Более того, считаю, что именно это сейчас и происходит.

Теперь к другому, более светлому наблюдению. Грибников становится все больше. Даже в нашей глуши на основной дороге, от которой в разные концы разбегаются лесные стежки, в пик сбора грибов машин, как шутят местные, как на проспекте. В июле, как, надеюсь, все еще помнят, почти на три недели установилась жара. Любители прогнозов сетовали, что в таких условиях высохнет грибница и таким образом мы лишимся лесных даров. Лично я знал, что подобного не случится. Мы это уже проходили. После большой жары, чуть раньше либо чуть позже, но обязательно придут дожди и похолодание. Так и случилось с августом. Однако прошедшие обильные дожди по-разному наградили лес теми же боровиками. Где-то их было множество, а вот в нашем краю, и в принципе достаточно грибном лесу, их оказалось совсем мало. Впервые не появились, кроме редких случаев, подосиновики и совсем исчезли подберезовики. И это было странно… Загадкой такой поворот событий был и для меня. Я все же надеялся, что в сентябре, в пору того же бабьего лета, природа одумается и исправит свою ошибку. Ничего подобного не случилось. Мой старый знакомый Генрих, смотритель местного Дома охотника, сказал, что такое произойдет, боровики в нашем лесу обязательно появятся, то есть, как обычно, выскочат из-под земли, когда начнет расти на небе молодой месяц. Дождался я этой поры, но опять безрезультатно. Надежды на осенние зеленки тоже не было, поскольку они почему-то избегают нашего леса, хотя условия для их произрастания здесь просто идеальные. Вот почему каждую осень я с ностальгией вспоминаю, как я, тогда еще молодой, с супругой поехал в местечко под названием Ясень, что в тридцати километрах от Бобруйска. За час мы набрали полные лукошки чистейших, растущих во мху крупных зеленок. Между прочим, очень даже вкусным блюдом могут стать, уважаемые читатели, маринованные зеленки. Особенно в качестве закуски на новогодний стол, как это было в те годы у меня.

Что же касается метаморфоз, случившихся в нашем краю с теми же боровиками, то у меня пока есть только одно оправдание — люди просто выхолостили грибницу, отчего она стала вести себя подобным образом.

Все предыдущие мои версии можно оспорить, но третью не получится. Я уверен в ней больше, чем на сто процентов, и имею в этом много единомышленников. Так получилось, что нынешней весной на наше озеро обрушились дожди, затопленными оказались не только мой рыбацкий мостик, но и соседние. К тому же ветры с Балтики оторвали в нескольких местах части суши, и один из таких плавающих островов загородил вход в речушку, через которую вода вытекала из нашего озера в следующее. Теперь уже нельзя было заподозрить бобров, которые частенько здесь хозяйничают, в том, что они виновны в большой воде. Ее рыба однозначно не любит. Почему — не знаю. Но никогда еще на моей памяти рыба здесь не ловилась так плохо. По крайней мере, крупная. До наступления жары реально было поймать более или менее приличных подлещиков, которых можно завялить. Я этим воспользовался, потому не оставил своих приятелей без угощения. Однако в целом сезон рыбы для меня выдался скудным на улов. Той же щуки обычно меньше десятка-полтора особей не бывало. На сей раз — пару экземпляров на спиннинг и столько же на кружки только и удалось добыть из скупого на улов озера. К слову, слышал, что на откровенно слабую добычу в нынешнем сезоне сетовали многие, если не все, мои знакомые рыбаки. Однако однозначно жаловаться на большую воду не приходится. Не везде же так было… Тогда в чем причина? Скорее всего, в резкой перемене погоды, чего раньше не наблюдалось. Могу предположить, что речные обитатели тоже не научились еще приспосабливаться к переменчивому климату. Как, впрочем, и мы с вами.

В заключение расскажу, как мне удалось, наконец, разоблачить мелких воришек. Ими оказались шершни. В этом году здесь яблоки были только у меня, так как сад молодой и новые сорта обходятся без «передышки» в год. Летом я заметил, что плодов на моих деревьях тоже меньше, но все же они были, причем крупнее, чем в предыдущие годы. Осенью, когда решил проверить свои яблоки, был удивлен, что многие из них оказались выеденными изнутри. Некоторые попадали раньше времени, некоторые еще висели, но в огромных дуплах более или менее спелых плодов сидели за своим пиршеством шершни. Не жалко, но как-то неприятно, когда тебя обкрадывают и берут твое без спроса. Я знал способ, которым можно избавиться от этих воришек. Когда к соседке повадились эти разбойники, она в трехлитровую банку налила воды и бросила туда немного варенья с дрожжами. Оказывается, эти насекомые еще и склонны к употреблению бражки. В течение дня не менее десятка особей тонуло в такой ловушке. Разумеется, я не стал прибегать к такой борьбе с моими обидчиками. Как-нибудь поделимся.

Перед отъездом с усадьбы я на своей «Маркизе» проплыл вдоль берега нашего озера, где в одном местечке растет старенькая рябина. Говорят, что ее когда-то высадил старый граф. Случалось, когда на дереве было полно ягод, и я любовался этим ярким ожерельем. С каждым годом плодов на этом скромном дереве все меньше. Потому, если верить приметам, видимо, и зимы наши становятся все менее суровыми.

В природе многое изменилось, перепуталось. Верить в приметы становится делом все более неблагодарным. Однако совсем отказаться от этого занятия — значит обречь себя на более скучную жизнь. Мой совет — выбирайте те приметы, которые вам больше нравятся. И не ленитесь быть наблюдательными…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter