Вдали от шума городского

Сразу после окончания организационной сессии Белыничского райсовета Александр Мамченко поспешил в “свой” Техтин.

Сразу после окончания организационной сессии Белыничского райсовета Александр Мамченко поспешил в “свой” Техтин. Хотя своим он стал лишь чуть больше года назад, когда молодой учитель химии и биологии Белыничской СШ № 1 неожиданно для себя получил должность директора местной школы. Но время бежит быстро. И теперь к заботам руководителя коллектива прибавились депутатские. Их также никак нельзя упускать из виду: люди оказали доверие, которым нельзя пренебречь.

А ведь каких-то семь лет назад с дипломом учителя в кармане могилевчанин Александр Мамченко, распределенный в распоряжение Белыничского роно, готов был впасть в депрессию: перспектива преподавать в сельской школе никак его не прельщала. Там, поди, педколлектив из одних  женщин, у школьников никакой дисциплины. Про такую ситуацию от старшей сестры наслушался вдоволь. А он себя этаким строгим педагогом не ощущал: и комплекция, и рост такому восприятию способствовали. Ну, в общем, как говорят нынешние ученики, “ботаник”.

Однако молодого учителя оставили в райцентре, что казалось лучшим вариантом. До Могилева рукой подать, домой можно ездить хоть каждый день. Не ездил. Завертела, закружила работа. Помимо преподавания предметов (часов досталось вдоволь) возложили на Александра и классное руководство в восьмом классе. Видя, как относятся к педагогическому труду старшие коллеги — директор школы Татьяна Ивановна Болдышевская и учитель физики Николай Романович Гейстер, — набирался опыта и Александр. Они подсказывали, давали советы не только по преподаванию предметов, но и по налаживанию контактов с учениками.

— Натура у меня такая, располагающая к терпеливости, — рассуждает с высоты нынешнего положения Александр Мамченко. — Но злоупотреблять этим не стоит. Если чаша моего терпения переполнится, может произойти взрыв с серьезными последствиями.

— И часто “взрываться” приходится? — интересуюсь я.

— Ну что вы! — смущается собеседник. — Это противоречит педагогическим принципам. Лучше пример показывать, если человеку втолковать что-то невозможно.

И Александр засобирался приводить в порядок обелиск на братской могиле. Вот-вот должна подойти автовышка. Только с ее помощью можно добраться до красной звезды на вершине монумента. И сам решил совершить эту операцию, объясняя тем, что никого иного послать не может — высоко. А он все-таки помоложе. Да и если следовать английской поговорке, чтобы было сделано хорошо, сделай сам.

Это стремление сделать хорошо, наверное, и было в первую очередь замечено районным руководством, когда педагогу предложили возглавить коллектив сельской школы. Ведь по чисто внешним признакам в Мамченко трудно увидеть директора. Немаловажную роль сыграла и рекомендация с прежнего места работы. Там молодой “ботаник” зарекомендовал себя так, что и теперь его бывшие ученики поздравляют своего классного со всеми значительными праздниками. Хотя до такого признания педагогическая карьера его складывалась отнюдь не безоблачно. Отработав по распределению положенный срок, подумывал Александр сменить род занятий. Написал заявление на увольнение. Директор его подписала, но пообещала в случае чего взять на работу обратно. Опытный педагог уже тогда, видимо, предвидела исход этого бегства из профессии.

Устроился на рабочую должность на заводе полимерных труб в областном центре. В общем, считай, вернулся домой. Операция, которую  пришлось выполнять на производстве, больших навыков не требовала, а зарплату — сулили не сравнить с учительской. Со временем и продвижение по служебной лестнице было возможно.

Казалось, чего еще желать? Да только всего неделю и выдержал. Затосковала душа. По ученикам своим. Мальчишкам и девчонкам, для которых он был авторитетом. Которым стремился не только привить тягу к учебе, но и воспитать высокие чувства ответственности, верности дружбе, стремление познать и тайны материального, и богатства духовного.

— Знаете, разные ученики в классе, — раскрывает свое педагогическое кредо Александр Мамченко. — И со способностями разными. Один все схватывает на лету, проявляя неподдельный интерес к тому, чтобы преподнесенные учителем знания умножить, выйти за рамки школьной программы. А другому и главу учебника одолеть непросто. Зато когда видишь успехи ребят, осознаешь, что в этом есть частица и твоего труда, наступает удовлетворение, видишь значимость своей профессии.

...А назад в коллектив первой школы его приняли сразу. Директор Татьяна Ивановна лишь загадочно при этом улыбнулась.

Александр Петрович (теперь его по-иному и не называют: директор, депутат, в школьном коллективе более полутора сотен учеников и 32 педагога) совсем не считает, что добился больших успехов. Но в том, что в минуты колебаний сделал правильный выбор, уверен. И в смысле профессии, и места ее применения. В селе он обосновался прочно. Квартиру себе построил. И, смущаясь, выдал личный секрет: предвидится изменение его холостяцкого статуса. Избранница — местная девушка, по окончании вуза приехавшая трудиться на родину. А если корни глубоко в земле — значит, расти и мужать семейному древу.

info@ng.by
Белыничский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter