Вчерашний день не может быть завтрашним...

Такова, если выразиться иносказательно, суть предложений разработчиков проекта закона “О профессиональном пенсионном страховании” Основная новация законопроекта: создание для занятых на работах с вредными условиями труда специальной пенсионной системы, которая будет финансироваться самими нанимателями.

Второе новшество — работники, имеющие право на досрочную пенсию, но продолжающие трудовую деятельность, будут получать пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) только в том случае, если они перейдут на работу с обычными условиями.
Нельзя сказать, что эти предложения такие уж новые. Еще “при советской власти” предполагалось привести вопрос с пенсиями за работу во вредных условиях труда в соответствие с современными реалиями. Однако тогда никаких изменений не произошло. Зато сейчас это настойчиво рекомендуют специалисты. Для того чтобы понять их озабоченность, нелишне будет вспомнить историю вопроса. Досрочные пенсии, связанные с вредными производствами, появились в СССР в период индустриализации, когда не было возможности достойно заплатить работнику за такой труд, да и проблемы с самими кадрами тоже существовали. А теперь ситуация совершенно иная: те, кто работает в таких условиях, получают высокую зарплату, нередко достигающую двух, а то и трех с лишним миллионов рублей. Плюс к этому количество льготных пенсий в Беларуси ежегодно увеличивается.
Заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и соцзащиты Наталья Мурашкевич отмечает: “Если в 2000 году было назначено 16 тыс. льготных пенсий, то в 2006-м — уже около 24 тыс. Таким образом, практически каждая третья пенсия по возрасту или за выслугу лет была назначена со снижением общеустановленного возраста на 5, 10 и более лет”.
Недавно был проведен анализ: сколько же таких пенсионеров продолжают трудиться. Оказалось, что 76% пенсионеров по Спискам номер 1 и номер 2 в возрасте до 55 (60) лет продолжают трудиться. К слову, есть предприятия, где эта цифра достигает почти 100 процентов.
Сегодня, по мнению специалиста, возможность получения ранней пенсии в дополнение к заработку превратила ее в стимул для работы во вредных условиях. А нанимателям существующая система выгодна тем, что они практически не несут затрат на финансирование льготных пенсий.
Наталья Мурашкевич подчеркнула, что финансирование таких пенсий осуществляется за счет общих пенсионных средств и это отражается на уровне обеспечения тех, кто ушел на заслуженный отдых на общих основаниях. Так в 2006 году на финансирование досрочных пенсий было израсходовано более 260 млрд. рублей, при этом нанимателями возмещено менее 20% этих расходов. Новый механизм финансового обеспечения выплаты профессиональных пенсий создаст экономические стимулы для нанимателей к улучшению условий труда работников. Отчисления, которые им придется платить, будут приемлемыми, вместе с тем они позволят выплачивать бывшим работникам достойную пенсию.
В нынешних условиях, когда около 15% населения республики превысило 65-летний возрастной рубеж, необходимо более рационально подойти к расходованию пенсионных средств. Досрочная пенсия, по словам Натальи Мурашкевич, должна рассматриваться как целевая компенсация утраты заработка после прекращения работы в особых условиях труда до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.
К слову, данный документ не направлен на ужесточение условий назначения данных пенсий. Корректировка списка профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию по условиям труда, не предусматривается проектом закона, подчеркнула начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и соцзащиты Валентина Королева.
Напомним и о следующем аспекте проблемы: в Беларуси один из самых высоких размеров уплачиваемых взносов в фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование. Он составляет в основном 29% от фонда заработной платы для нанимателя и 1% — для работника. По словам начальника отдела развития пенсионной системы главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и соцзащиты Татьяны Погонышевой, в случае принятия без изменений парламентариями законопроекта “О профессиональном пенсионном страховании” (он будет рассмотрен на весенней сессии) со временем это приведет к облегчению нагрузки на общую пенсионную систему. И как результат даст возможность увеличить размеры пенсий.
В Беларуси сейчас насчитывается 2 млн. 437 тыс. пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите. Те или иные пенсии в республике получают 26% населения (в других странах — 22—23%). На выплату пенсий направляется 11% ВВП — это самый высокий показатель среди стран СНГ и Балтии. Специалисты также называют одним из самых высоких соотношение между уровнем пенсии и средней заработной платой (43%). Размеры пенсий сопоставимы с выплачиваемыми в странах СНГ. Средний размер трудовой пенсии по возрасту в настоящее время равняется 292,2 тыс. рублей. Вместе с тем необходимо предпринимать шаги для того, чтобы и в будущем пенсионная система работала стабильно, увеличивался размер пенсий. Одним из таких шагов сотрудники Министерства труда и социальной защиты назвали разработку проекта закона “О профессиональном пенсионном страховании”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter