Как привлечь выпускников школ в сельскохозяйственные учебные заведения?

Вчерашние выпускники поведут за собой

Кадры — грамотные, патриотические — решают если не все, то очень многое. В сельском хозяйстве — особенно. Мы много делаем, чтобы выпускники школ шли учиться в сельскохозяйственные учебные заведения. Предусмотрены различные льготы, налажена профориентационная работа, дети учатся в агроклассах. Тем не менее по результатам вступительных кампаний видно, что конкурсы в такие вузы и ссузы небольшие, а порой ощущается и недобор абитуриентов. Почему так происходит, какие меры можно принять для улучшения ситуации?

Проблему обсуждает наш эксперт — директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета Николай Яковчик.

Николай Яковчик, директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета.
— Николай Степанович, может, недобор не критичен, может, это случайность?

— Если бы так. Давайте посмотрим на цифры. В 2020 году при поступлении в университет конкурс был на все специальности, а недобор — только на платную форму обучения. Тогда подумали, что, возможно, это случайность. В прошлом году вакантными остались не только платные места, но впервые за долгую историю учебного заведения и 44 бюджетных. Это уже заставило бить тревогу. Назначенный в 2021 году новый ректор Николай Николаевич Романюк, руководители структурных подразделений и все преподаватели стали глубже анализировать положение, искать пути решения проблемы.

— Возможно, причины в демографии. Мало сельских детей в возрасте 17—18 лет. Ведь много лет назад выпускников в школе было по 20, а то и больше, а сейчас их часто меньше 10.

— Демографический фактор влияет, но он возник уже давно, а проблема, о которой мы говорим, появилась относительно недавно. Да, создаются аграрные классы, действует система профориентации. Но, как видим, принимаемые меры полностью не срабатывают. Значит, надо улучшать агитацию в нашей сфере, глубже анализировать проблемы, применять новые подходы.

К тому же, как мне кажется, мы слишком доверились агроклассам, решили, что с их помощью все решится как бы автоматически. Но в их работе, как и в любом деле, бывает формализм. Нужно не механически создавать такие классы, а стремиться привить детям любовь к родной земле, желание на ней трудиться, создавать блага для себя и всей страны.

Есть еще одна причина. Хоть и деликатная, но, считаю, сказать о ней надо. При этом сразу заявляю, что никаких обид не строю и никого обидеть не хочу. Суть в том, что дружественная нам Российская Федерация испытывает еще большие проблемы с кадрами для сельского хозяйства. Поэтому нашим выпускникам там дали зеленый свет на поступление в сельскохозяйственные учебные заведения и лучшие условия на производстве. Нельзя сказать, что наши ребята туда едут массово. Но в приграничных районах такой процесс существует. Мы не можем его запретить. Значит, надо думать о том, как создать более привлекательные условия в отрасли.

— Какие у вас есть предложения по изменению агитационной работы, касающейся привлечения молодежи в сельскохозяйственные учебные заведения?

— Первое — это сами студенты, они должны помогать. Надо нацеливать прежде всего первый-второй курсы. Едут в родную школу и рассказывают, что дает работа на земле, какая особенность учебы в сельскохозяйственном вузе, какие льготы и преференции у выпускников и прочее. Согласитесь, одно дело, когда агитируют старшие, тут можно и засомневаться. И совсем другое — вчерашний выпускник школы, может, даже друг детства. Слова такого впечатляют больше.

Второе — выпускники, которые окончили сельхозвузы и закрепились на производстве. Обзавелись семьями и жильем. Пусть они агитируют. Рассказывают, что в городе человек может десятилетиями ждать своей крыши над головой. А в хозяйстве молодой специалист жилье получает быстро. Причем не скромную однушку или двушку, а просторный коттедж и со всеми удобствами.

Третье направление — это слушатели нашего Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. В течение года мы принимаем их более 3 тысяч — больше, чем учится всех студентов на дневном отделении. Сейчас с каждой группой проводим профориентационную работу, чтобы, вернувшись в свои хозяйства, они ею тоже занялись.

 gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter