Важный посыл реформы — защита социальных достижений

Изменения в Конституции для большинства стран — не что-то экстраординарное, это реакция на вызовы времени. Они призваны улучшить систему управления, упорядочить общественные отношения, узаконить уже фактически сложившуюся практику. И белорусская Конституция — не исключение. Разговоры и предложения по ее реформированию звучали давно, а события 2020 года лишь ускорили процесс. В то же время наш Основной Закон изменяется без спешки, не пишется на коленке, не создается в угоду толпе и сиюминутным обстоятельствам. Он скрупулезно прорабатывается профессионалами, проходит многочисленные фильтры обсуждений и согласований, от диалоговых площадок до референдума, чтобы стать на длительный период основой общественно-политических и экономических процессов в стране. Какие изменения могут ждать государство, его политическую систему и общественные отношения в случае положительного всенародного голосования? Конечно, все предложения сразу охарактеризовать невозможно. Поэтому остановимся на основных.

В Конституции предлагается прописать становящиеся все более актуальными вопросы сохранения исторической памяти и традиционных ценностей белорусского народа. В попытках разрушить сложившийся после Второй мировой войны порядок, основанный на консенсусе мировых держав по осуждению нацизма, ряд государств преступили опасную черту. Реабилитация фашизма, нацистских преступников и их пособников-коллаборантов, выражающаяся в установлении памятников, праздников, награждении и проведении шествий в честь тех, кого много лет назад называли убийцами, чьи имена с ненавистью произносили чудом уцелевшие узники конц­лагерей, кого искренне ненавидели потомки жителей сожженных дотла деревень и городов — это ужасное явление можно наблюдать сегодня не только в странах Балтии и в Украине. Как ни печально, находятся и среди белорусских граждан манкурты без исторической памяти, которые, наплевав на могилы собственных дедов, предав память более двух с половиной миллионов погибших в Великой Отечественной соотечественников, забыв остовы печей на пепелищах Хатыни и еще тысяч белорусских деревень, готовы зиговать, скандировать нацистские лозунги, бездумно использовать символы коллаборантов. Поэтому предложение закрепить в Конституции за государством задачу сохранения исторической памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной вой­ны — это актуальный ответ на попытки переформатировать сознание наших людей в ведущейся против нас информационной войне.

Не менее важным в плане противостояния внешним угрозам надо признать предлагаемое изменение статьи о стремлении Беларуси стать нейтральным государством. На заре независимости, пребывая в розовых очках относительно намерений наших западных «парт­неров», нам навязали формулировку о желании «сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». Увы, миролюбивые предложения Беларуси (например, заключить новый всеобъемлющий договор о коллективной безопасности в Европе — «Хельсинки-2»), а также попытки занять нейтральную позицию в конфликтах, развернувшихся на наших границах (в частности, по украинскому вопросу — стать площадкой для переговорного процесса противоборствующих сторон) не нашли понимания и поддержки. Под маркой нейтралитета нам фактически продавливали идею отказа от союзных отношений с Россией. А заодно вставляли палки в колеса нашей атомной энергетике. К счастью, здравая политика в области оборонных предпочтений привела Беларусь к созданию Союзного государства Беларуси и России, в котором военная составляющая играет не последнюю роль. Участие в экономически важном Евразийском союзе, строительство собственной атомной станции — вот те приоритеты, которые уже реализованы и для юридического закрепления которых предлагается подкорректировать 18-ю статью Конституции.

Не будут обойдены и вопросы собственно политической реформы. Конечно, важнейшим изменением станет включение в политическую систему Всебелорусского народного собрания. Ранее данный институт работал де-факто как представительный форум, на котором подводились итоги пятилетних президентских каденций и ставились новые цели на следующую пятилетку. Теперь же предлагается вписать ВНС в конституционное устройство де-юре, сделав его важным стабилизирующим элементом политсистемы, особенно в периоды кризисов. За собранием на законодательном уровне будет закреплено право определять стратегию развития общества и государства, включая важнейшие направления внутренней и внешней политики.

Полномочия и возможности Парламента, исполнительных и судебных органов власти тоже подвергнутся изменениям. Срок депутатских мандатов (как у членов обеих палат Национального собрания, так и у местных депутатов) предполагается продлить до 5 лет, вместо сегодняшних четырех. Совет министров будет формироваться по предложениям и под конт­ролем Премьер-министра, получит большую свободу в представлении законопроектов на утверждение в Парламент. Усилится роль Конституционного Суда, а граждане получат возможность напрямую обращаться в эту инстанцию для защиты своих прав.  

Изменения, предлагаемые для внесения в Конституцию, носят отнюдь не косметический характер, а достаточно сильно изменяют конфигурацию властных отношений в стране. В то же время, посыл конституционной реформы — защитить имеющиеся социальные достижения, способствовать сохранению национальных исторических традиций общественной жизни, сделав при этом более удобной и устойчивой систему управления. Именно в этом направлении и должно быть построено общенациональное обсуждение предлагаемых реформ Основного Закона, которое уже достаточно скоро завершится референдумом.

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter