Если, как говорит молодежь, загуглить проект Шелкового пути, то в большинстве случаев можно прочесть много скепсиса в высказываниях различных экспертов. И это касается не только русскоязычного сегмента интернета. Уже отчетливо прослеживается тенденция, когда финансируемые СМИ из стран, всячески препятствующих реализации мегапроекта, осыпают клеветой страны — участницы Шелкового пути. Но реализация проекта на практике — лучший контраргумент. На 132 страны — партнера инициативы «Пояса и пути» приходится 35 процентов мирового ВВП, более 40 процентов объема глобальной торговли и 60 процентов мирового населения. А общий объем выданных инвестиций оценивается примерно в 100 млрд долларов.
Большие возможности
Реализация глобальной инициативы Китая позволяет укрепить и двусторонние отношения между странами — участницами проекта. В частности, новые возможности открываются для сотрудничества между нашей страной и Пакистаном. Несмотря на расстояние в пять тысяч километров и колоссальную разницу традиций, государственного строя и религии, с каждым годом дружба только крепнет. Говоря языком цифр, в январе — октябре этого года товарооборот составил более 40 млн долларов. Мог быть и больше. Но есть и объективные факторы. Прошлогодняя смена правительства из-за внутриполитических обстоятельств привела к тому, что все международные договоренности отошли на второй план, в том числе и по сотрудничеству с нашей страной. И дипломатам в прямом смысле пришлось заново открывать Беларусь и возможности страны для Пакистана. Регулярно проходят визиты деловых кругов, представителей министерств и ведомств. А недавно назначен и почетный консул Беларуси в Лахоре Валид Муштак. Это успешный бизнесмен, который прекрасно знает местный рынок. По его словам, есть все шансы активизировать взаимоотношения.Треугольник Минск — Пекин — Исламабад
К слову, еще в 2014 году между Пакистаном и Китаем достигнута договоренность и подписан пакет соглашений по созданию так называемого Китайско-Пакистанского экономического коридора. Суть проекта — объединить автомобильную, железнодорожную, водную и воздушную инфраструктуры, что, в свою очередь, позволит создать крупнейшую по населению зону свободной торговли на планете. По плану транспортные магистрали берут начало в синьцзянском Кашгаре и пересекают весь Пакистан с последующим выходом на порт Гвадар в пакистанской провинции Белуджистан. А строительство железной дороги до порта Гвадар позволит создать важный коридор между Китаем и Персидским заливом.Китай уже вложил 248 млн долларов в строительство управляемого им в настоящее время порта Гвадар. В ближайшее время намерен инвестировать еще 622 млн в его модернизацию. Это будет один из крупнейших глубоководных портов в мире.
В случае успешной реализации проекта путь танкерной транспортировки нефти и газа из стран Персидского залива и Северной Африки в Китай будет сокращен на 12 тыс. километров, а в регионе будет создана крупнейшая в мире по населению зона свободной торговли с самодостаточной автомобильной, железнодорожной, водной и воздушной инфраструктурами.
На пакистанском рынке хорошо зарекомендовали себя белорусские тракторы.
А в целом с помощью порта и магистрали Китай сможет не только импортировать черное золото из Персидского залива и необходимое для экономики Поднебесной сырье из Африки. При этом с меньшими затратами будут экспортироваться товары на рынки арабских и африканских стран. По информации исполнительного директора Центра передового опыта Китайско-Пакистанского экономического коридора Лиаката Али Шаха, в рамках проекта правительство Китая и китайские банки планируют вложить до 2020 года 45,6 млрд долларов.
— Средства будут направлены в энергетические и структурные проекты на территории Пакистана. Планируется строительство нефтегазопроводов, автомобильных дорог, высокоскоростных железных дорог, а также оптоволоконной линии связи. Исламабад, в свою очередь, благодаря проекту надеется решить проблему с перебоями электроэнергии, что мешает эффективно работать пакистанской экономике.
К слову, интерес к проекту проявляет и наша страна. Для изучения возможностей участия белорусских компаний в реализации Китайско-Пакистанского экономического коридора в последние годы проведены переговоры на разных уровнях в Пакистане — от экспертного до высшего политического. Но на всех этапах переговорного процесса пакистанская сторона отмечает: все нити ведут в Пекин. Отметим, аналогичный ответ получают и многие другие страны. И связано это с выделяемым из Китая финансовым потоком на реализацию проекта. Вместе с тем, как отмечает посол Беларуси в Пакистане Андрей Ермолович, хорошим инструментом решения вопроса здесь могло бы стать использование статуса стратегического партнерства наших стран с Китаем.
Очевидно, что с таким переговорным пакетом Беларусь и Пакистан могли бы вместе обратиться к Китаю. Пожалуй, это единственно реальный путь включить наш экономический потенциал в Китайско-Пакистанский экономический коридор. Но для этого необходима в том числе и политическая воля пакистанского руководства.
Валид МУШТАК: «У БЕЛАЗа есть большой потенциал для поставок самосвалов».
Точки роста
В каждой стране есть свои особенности и устои. В Пакистане исключительную роль в жизни страны играет армия. Причем как в эволюции социальных и политических процессов в обществе, так и в развитии экономической системы государства. Это мощная бизнес-корпорация с эффективной разветвленной сетью подконтрольных ей структур в различных секторах экономики Пакистана. В частности, именно под ее патронажем реализуются серьезные инфраструктурные проекты, представляющие интерес для Беларуси с точки зрения производимой у нас дорожно-строительной и карьерной техники. И это один из многочисленных проектов, где бы страны могли эффективно сотрудничать и достичь заветной цифры в объеме взаимной торговли миллиард долларов.Не экономикой единой
Безусловно, экономика — связующее звено мегапроекта. Но эксперты единодушны: инициативу надо рассматривать более глобально. Ведь без культурных и гуманитарных связей любой союз обречен на провал. И в этом важную роль играют СМИ. Именно этому была посвящена тематическая конференция в Исламабаде, где среди участников был и наш холдинг. К слову, издательский дом «Беларусь сегодня» в апреле этого года стал соучредителем новостной сети проекта «Один пояс и один путь». И роль страны в продвижении мегапроекта в информационном пространстве высоко оценена международными экспертами — участниками конференции. Нашла поддержку инициатива, озвученная нашей страной, о необходимости создания единого информационного пространства в рамках проекта, в том числе за счет создания мультиязыковой облачной платформы для обмена информацией и новостными материалами.sichevich@sb.by
Минск — Исламабад — Минск