Надо ли нам так много учиться?

Важные экзамены

Это было, действительно, время-огонь! Выпускные, вступительные экзамены. Я сейчас так скучаю, что если бы договориться со временем и на минуточку оказаться за партой, ух! Так кажется спустя годы, а тогда…

Помню невероятный ужас, бьющий разрядами тока по всему телу, стоило вспомнить дату экзамена. Казалось, я забыла все, что знала, и уже никогда не запомню то, чего не знаю. Села шить юбку. С воланами. Юбку в пол. Под каждый волан планировалось пристрочить шпаргалки. Это был единственный стоящий план. То, что могло меня спасти. Журналы «Бурда мода» разбросаны по комнате, открыто окно, лето, на столе куски ткани. Один волан — черный в белый горошек, другой — белый в черный. О, Боги портняжек, придите на помощь нерадивой белоручке!

Тут пригодились и школьные уроки труда, на которых мы кроили юбку-карандаш, и дружба с Ларисой, чья мама владела годовой подпиской на модное немецкое издание. Я только не могла понять, что проще — заполнить пробелы знаний или сшить наряд? Несколько раз, когда что-то приходилось распускать и переделывать, я даже садилась за учебники, но, когда мозг скатывался трубочкой, снова шла к машинке. Два дня, и юбка готова! Предстояло написать шпаргалки. Аккуратным почерком, на каждом листочке, чтобы разборчиво. Подшивая подсказки под воланы, я осознавала, что мне нужно запомнить, где именно расположены ответы. Я еще раз все перечитала. И в назначенный день и час вошла в кабинет.
mamadysh-rt.ru

Законы мироздания пишут навеселе, на свежую голову так не будешь издеваться над людьми. Я вытащила самый легкий билет. Эту шпаргалку даже не вшивала. Но для приличия села за парту, стала составлять план ответа. Рядом мучалась Ирка, я заглянула в ее вопрос и молча подняла волан, толкнув подружку в бок. Лицо ее просветлело, как будто по грязному окну провели свеженькой мокренькой тряпкой. За минуту Ирка стала самым счастливым человеком в мире, свет знаний бил в окна ее глаз. Она строчила, как полоумная, не веря своему счастью. И мы обе сдали экзамен на отлично!

Потом кто-то поступил, кто-то пошел работать. Помню, какими фатальными казались эти экзамены, если не сдам — жизнь под откос. Даже не верилось, что через сутки я уже буду знать результат. Но проходил день, и все срасталось, иногда — с разочарованием, порой — небывалая удача.

Мы стараемся быть в лучшем сценарии. Бьем плавниками, роем лапами, машем крыльями. Все зависит, где оказались. И вот пробиваем стену, получаем свои десятки и движемся к новым горизонтам. Надо же, сколько сил человеческих уходит на эти первые этапы жизни — учеба, обретение специальности. А еще ведь образование бывает самоцелью: получить диплом — и забыть. Моя приятельница-парикмахер шесть лет училась основам управления бизнесом, но менеджеров много, а хороших цирюльников от Бога днем с огнем... Так и оказалось, что самое прибыльное занятие для нее — наводить красоту на головах. Сижу у нее в кресле и понимаю, что мы коллеги. Только я причесываю головы изнутри, укладываю в локоны мысли, чтобы кто-то на такой же манер сложил свои и подтвердил — созвучно. Красиво вышло! Образ есть.

Надо ли нам так много учиться? Так волноваться на экзаменах? А вдруг все предрешено, и тебе выпал жребий играть в теннис, а другому — штукатурить стену. И от судьбы не уйдешь.

Но это все хорошо говорить много после, когда жизнь сложилась, а в самом начале нужно очень постараться, чтобы вырулить на дело всей своей жизни. И главным здесь мне кажется не формальный экзамен, к которому можно и юбку сшить, а внутренний тест — чего я на самом деле хочу? Действительно ли иду в вуз за тем, чтобы получить образование, необходимое для осуществления мечты. Или это чьи угодно планы, а не мои.

Думаю, как же важно не мельтешить перед выпускниками с родительскими нравоучениями, потому что, навязывая им свои мечты и собственное видение судьбы и жизни, мы можем сильно прогадать.

В западной традиции есть даже Gap year — год, когда выпускник берет паузу, отдыхает, работает и осознает, какую бы специальность хотел получить. И то! Ребенок моих друзей сменил три учебных заведения. Был студентом факультета журналистики, после — архитектуры и только потом понял, что больше всего ему нравится педагогика, причем заниматься он хочет с самыми маленькими, садиковскими детками. Пришлось родителям умерить свои амбиции, ведь работа в дошкольных учреждениях и проектирование крупнейших архитектурных сооружений на разную гордыню рассчитаны. Но вот так. И не поспоришь.

Дети часто не оправдывают родительских надежд. Но у них своя жизнь, свои экзамены, провалы и взлеты.

А потом они тоже вспомнят это время и страстно захотят вернуться хоть на денек в ту аудиторию. Ничего не исправлять, просто побыть в этом счастливом времени, когда все непонятно, страшно, восхитительно. Все еще впереди!

Ой!

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter