Внутренний рынок — это приоритет
— Приоритет — в наполнении продукцией внутреннего рынка, — говорит Александр Мошенский, генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» ООО. Дефицита предложения, считает он, по большинству товарных позиций в рознице нет. А если есть спекуляции по отдельным позициям, то завезут дополнительные объемы. — Конечно, курсовые колебания сказываются на импортерах. Но важно понимать: на некоторые продукты на Западе цены опустились.
В целом спокойной ситуацию на белорусском продовольственном рынке называет и совладелец ОАО «Туровский молочный комбинат» Игорь Чернявский.
— Объем продаж пока существенно не упал, — утверждает он. Но добавляет: первые весточки тренда на снижение спроса есть.
— Несмотря на достаточно высокий спрос на продукцию белорусского АПК на внешних рынках, производители достаточно четко держат баланс между внутренним рынком и экспортом, - говорит генеральный директор СЗАО «Серволюкс» Евгений Баскин. - Ответственные предприятия не станут из-за более высокой маржи перераспределять потоки таким образом, чтобы возник дефицит каких-либо товаров в стране.
Если объемы продаж пока существенно не снизились, то намечаются изменения структуры спроса. И в Беларуси, и на сопредельных рынках. Александр Мошенский объясняет: до распространения COVID-19 в мире весьма значительным потребителем продовольствия являлся сектор HoReCa (отели, рестораны и кафе). Причем эта индустрия формировала спрос на продукты определенного класса. Он отмечает, что с реализацией продукции премиум-класса, «охлажденки», свежих продуктов могут возникнуть определенные сложности.
— В России уже три недели нет заказов от компаний, которые обеспечивали рестораны, — утверждает эксперт. — В этой сфере произошли наибольшие изменения.
Другой вопрос, что такие метаморфозы все же не должны сильно ударить по белорусским компаниям.
— Не думаю, что для нашей индустрии сегмент HoReCa являлся большим потребителем, — отмечает Александр Мошенский. — Многие на него работали и работают, но у него еще не такая внушительная доля в сбыте нашей продукции.
— Возможно перераспределение структуры спроса в пользу более бюджетных отечественных продуктов, — предполагает Евгений Баскин. — В нашем сегменте потребительские запросы будут смещаться от сырых продуктов в сторону изделий с высокой степенью готовности.
Поднимать цены нет оснований
Если говорить о ценах, то в ближайшей перспективе их значительного роста ожидать не стоит.
— Большинство производителей прекрасно осознают уровень социальной ответственности и будут делать все от них зависящее, чтобы не допустить серьезного роста цен, — уверен Евгений Баскин.
— В той индустрии, с которой я работаю, мы с сегодняшними вызовами справляемся, — утверждает Александр Мошенский. — Я не вижу объективных факторов для роста цен в ближайшие месяцы. Их будет держать рынок. Ничего нет смертельного удержать их в апреле-мае. Дальше будет зависеть от развития ситуации.
— В сегодняшней ситуации производители могут сдерживать цены, — убежден Игорь Чернявский. — Их поднимать нет оснований. Ключевое сырье, молоко, — белорусского происхождения. Если закупочная цена на него не будет расти, то и цена на готовую продукцию останется на том же уровне. Импортная составляющая, несомненно, есть, но она занимает незначительную долю в себестоимости.
Хотя, как отмечают эксперты, курсовые изменения будут влиять на рынок. Но эффекты, видимо, будут носить сглаженный характер.
— Те предприятия, у которых импортная составляющая в себестоимости невелика, смогут достаточно долго поддерживать текущий уровень цен, — объясняет Евгений Баскин. — Тем, кто сильнее зависит от внешних поставок сырья и комплектующих, сделать это будет непросто. Возникнет необходимость еще более активного импортозамещения.
Волатильность не столь существенна
Игорь Чернявский не отрицает: курсовые изменения влияют на производителей молока.
— Но рост себестоимости происходит не сейчас, а растянут во времени, — говорит эксперт. — Мы пока используем для производства молока корма, заготовленные в прошлом году. На них курсовые разницы никак не влияют. Если говорить о приобретении импортных семян, средств защиты растений, техники, то это отразится на урожае нынешнего года.
На экспортных направлениях белорусская продукция тоже должна сохранить свои позиции.
— Объем экспорта будет зависеть от объемов молока и мяса, которые мы сможем произвести в стране, — прогнозирует Александр Мошенский. — Экспорт будет пропорционален этим стараниям.
Он отмечает, что не ожидает ни существенного взлета, ни падения поставок белорусского продовольствия за рубеж. Могут быть колебания по месяцам в зависимости от тех или иных факторов, но в целом ситуация прогнозируется стабильной.
— Если не будет каких-то дополнительных запретов, то поставки будут осуществляться в обычных режимах, — уверен Александр Мошенский.
Волатильность на рынке присутствует, но в продовольственном сегменте она не столь существенная, как в промышленной группе товаров.
— В России произошла девальвация рубля, импорт стал дорогим, а внутренние цены стали более конкурентоспособными, — объясняет руководитель СП «Санта Импэкс Брест» ООО.
В целом предложение на соседнем рынке не снизилось.
— Все крупные предприятия в СНГ продолжают работать, — утверждает Игорь Чернявский. Он также отметил, что для экспортеров принципиально важен курс белорусского рубля к российскому. — Когда белорусская валюта укрепляется, экспортеры теряют часть доходов.
В целом белорусской продовольственной безопасности ничего серьезного не угрожает. Несомненно, из-за внешних факторов может возникнуть некий дефицит по тем или иным импортным позициям. Но базовый ассортимент мы производим сами. Более того, у белорусского продовольствия в современной ситуации могут открыться новые экспортные ниши. И белорусские производители достаточно гибкие, чтобы воспользоваться окном возможностей и усилить свои позиции на экспортных направлениях.
volchkov@sb.by