Важное звено

Без участия Беларуси эта программа может стать просто декларацией о намерениях“Восточное партнерство” — это рамочная программа Евросоюза, которая создает механизм для реализации таких проектов сотрудничества между ЕС и шестью бывшими советскими республиками, которые могут быть развернуты на основе взаимных соглашений, росчерком пера и без значительных инвестиций. Наиболее актуальной из таких программ, не требующих инвестиций, является смягчение визового режима для граждан, желающих попасть в страны Евросоюза. Теоретически стоимость виз может вообще быть сведена к нулю.

Помимо решения визовой проблемы “Восточное партнерство” создает условия для проведения официальных переговоров и разного рода экспертных консультаций. ЕС устроен таким образом, что там постоянно при выработке решений идут предварительные согласования и переговоры, что является крайне затратным делом. “Восточное партнерство” позволяет такой механизм переговоров создать и сделать доступным странам-партнерам.
Но главное в этой программе то, что она является политической декларацией, которая обозначает, с какими странами и по каким направлениям Евросоюз готов выстраивать отношения. Это очень важно для национальных правительств стран — членов ЕС, для крупного бизнеса, СМИ, политических и общественных организаций. Они теперь имеют ориентацию, какие их инициативы в отношении Восточной Европы уместны с точки зрения ЕС и органов управления ЕС, а какие — нет.
Крайне важно и самим шести странам — участницам “Восточного партнерства” знать, как сам ЕС оценивает уровень и потенциал возможного сотрудничества с ними. Например, Грузия и Украина обеспокоены новым проектом, так как в нем содержатся неприятные для них положения: программа не является формой подготовки стран к полноценному членству в Европейском союзе. Но Грузия и Украина ведут борьбу именно за членство в ЕС, и по этой причине очень многие политики в данных странах говорят, что сейчас делается шаг назад по сравнению с теми официальными заявлениями, которые звучали из Европы раньше. Также рассчитывала на прямые переговоры о членстве в ЕС Молдова. Имел надежды на более высокий уровень сотрудничества с Евросоюзом и Азербайджан.
А вот для Беларуси “Восточное партнерство” оптимально. Мы к членству в ЕС не готовимся. Задача — нормализация отношений, что и позволяет делать эта программа. Она выводит Беларусь из дипломатических ограничений, которые ЕС ввел для нее некоторое время назад. Чиновники всех уровней теперь смогут спокойно ездить в страны Евросоюза, вести переговоры. Государства и структуры ЕС, которые наиболее готовы к сближению с Беларусью, — Литва, Польша, Латвия, теперь могут быстро нарастить все уровни коммуникации с нашей страной, не опасаясь нареканий со стороны Брюсселя или своих оппозиционно настроенных политиков и СМИ. Тем самым ликвидируется значительная часть негативного имиджа, который формировался по отношению к Беларуси в европейских СМИ. Теперь мы имеем все основания задавать вопросы Европейскому союзу и насчет экономических санкций, которые, пусть и небольшие, но все-таки существуют. Они не укладываются в логику партнерства между ЕС и шестью восточными соседями.
Сейчас официальный Минск сможет начать и реализацию ряда крупных проектов в области развития инфраструктуры и привлечения инвестиций, которые ранее сдерживались политическими соображениями со стороны ЕС.
Среди этих проектов: транзит больших объемов энергии из Украины в Литву и Латвию; строительство белорусской атомной электростанции близ Игналинской АЭС и экспорт белорусской энергии с этой станции в Литву и Латвию в стратегически важных для них объемах; создание более выгодных условий для белорусского транзита через порты Литвы, Латвии, Польши и в калининградском направлении; подключение Беларуси к нефтепроводу Одесса—Броды и получение части нефти из Азербайджана и вообще региона Каспийского моря. Важно и строительство угольных электростанций в западной части нашей страны, которые будут работать на польском угле.
“Восточное партнерство” не формирует проевропейский блок. Оно не требует разрыва союза с Россией. Оно просто создает возможность для наращивания отношений между Беларусью и странами ЕС, прежде всего между Беларусью и странами-соседями. В конечном счете эта программа позволяет за 5—10 лет значительно нарастить региональное сотрудничество и создать вокруг Беларуси новую экономическую инфраструктуру, которая повысит роль Беларуси в регионе. Среди плюсов — развитие отношений не столько между шестью восточноевропейскими участниками и Евросоюзом в целом, сколько между этими странами и их ближайшими соседями по восточной Европе. Нефть каспийского региона пойдет в Украину, Беларусь, Литву, Польшу, быть может, Латвию. Энергия из Украины и Беларуси — в Польшу, Литву, Латвию и т.д. При этом рынки ЕС — и рынки сбыта, и рынок инвестиционных ресурсов — окажутся более открытыми для нас. Для Беларуси с ее экспортно-ориентированной экономикой это особенно выгодно. Часть сузившихся ныне под влиянием кризиса рынков можно будет компенсировать возможностями в Восточной Европе, а также выйти на страны дальнего зарубежья через новые инфраструктурные возможности в рамках регионального сотрудничества с Литвой, Латвией, Польшей.
Примечательно, что без Беларуси “Восточное партнерство” вообще теряет смысл. Это связано с тем, что без участия нашей страны в рамках программы не будет перспективы реализации крупных региональных проектов, которые могли бы изменить экономическую инфраструктуру региона. То есть получится просто декларация о намерениях сотрудничества между соседями ЕС и самим Евросоюзом. Именно Беларусь придает новой конструкции ощутимый, осязаемый экономический смысл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter