Педагог из Сморгони Ирина Клевец считает, что миссия школы — подготовить ребенка к самореализации в жизни

«Важно вырастить патриотов через любовь к своему народу, земле»

В этом году Белорусский государственный университет отмечает 100-летний юбилей. Только представьте: за почти век он подготовил около 185 тысяч специалистов, почти 5 тысяч кандидатов и 700 докторов наук! Своей альма-матер его называют известные ученые, академики, профессора, лауреаты госпремий, народные поэты, заслуженные деятели, призеры Олимпийских игр. Многие из выпускников распределились в глубинку и там, вооружившись фундаментальными университетскими знаниями, куют успех и славу своему предприятию, организации и целому региону. Они создают ультрасовременные машины, разрабатывают инновационные проекты и становятся лучшими во многих отраслях народного хозяйства, а их ученики побеждают на республиканских олимпиадах и мировых первенствах. В новом совместном с Белорусским государственным университетом проекте «Сельская газета» расскажет именно о таких: талантливых, компетентных, успешных и креативных выпускниках БГУ из регионов.

Наш первый адрес — Сморгонский район.
Ежедневный учительский труд, самые настоящие научные исследования, постоянное стремление к чему-то новому. Более 30 лет стажа, впечатляющий список регалий, серьезное увлечение масштабными экологическими проектами. Как вы все успеваете и откуда это все знаете? Эти вопросы от учеников уже не удивляют, ведь педагог — это эрудит, с ним можно вести разговор буквально обо всем на свете. Открытость, новейшие технологии, знания, которые помогают детям в учебе и жизни, человек в профессии и, что самое главное, человек на своем месте — об этом наш разговор с учителем биологии сморгонской гимназии, выпускницей биофака БГУ Ириной КЛЕВЕЦ.


— Ирина Ромуальдовна, начнем, пожалуй, с того, что о вас известно. Учились на биофаке БГУ, более 30 лет преподаете биологию в гимназии в Сморгони, имеете категорию «учитель-методист». Учитель года — 2006, председатель республиканского клуба «Хрустальный журавль», лектор Академии последипломного образования и Гродненского института развития образования, ваше имя вписано в Книгу славы Гродненской области. Дополните перечень, что в нем самое значимое для вас?

— Самое значимое — учитель гимназии Сморгони. К сказанному добавила бы работу по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в рамках проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого ЕС и реализуемого ПРООН, Министерством природы при поддержке Министерства образования. В нем участвуют около 400 учреждений в стране, созданы пять республиканских и шесть региональных ресурсных центров. Цель инициативы — сформировать у детей подход, ориентированный на сохранение экологии через практические навыки. Преследуем много задач, но одна из важнейших, на мой взгляд, преодолеть однобокость в экологическом образовании и улучшить информационную работу с местным населением. Наша гимназия реализует инициативу с 2010-го. С каждым годом все больше учащихся присоединяются к изучению потребления электроэнергии, воды, подсчитывают и сортируют отходы, отдельно складируют батарейки, пластиковые крышечки, медикаменты с истекшим сроком годности.

— Можно ли вас причислить к редкой категории людей, которые не сомневались в профессии? Почему биология?

— В семье до меня никто не был связан с этой наукой профессионально. На выбор повлияла учитель биологии, к слову, выпускница биофака БГУ Татьяна Николаевна Кирейчик. Пристальнее взглянуть на предмет заставила и книга Поля де Крюи «Охотники за микробами». Когда шла на биологический факультет, четко понимала, что хочу быть микробиологом. Судьба же привела меня в школу, причем в ту, что оканчивала. До сих пор помню, как в профильном классе читаю лекцию, горжусь собой, и вдруг на третьем уроке дети признались, что ничего не понимают. Я почти расплакалась, побежала к директору, говорю: «Не мое это». Он, мудрый человек, выслушал истерику и сказал: «Иди и работай». Еще раз проштудировала литературу по методике преподавания. Это хороший опыт: сначала надо научиться делать, как надо, а потом экспериментировать.

— Встречаемся в юбилейный для БГУ год. Что значит для вас быть частью истории университета?

— С гордостью говорю о том, что выпускница биофака БГУ. Вуз дает фундаментальные знания, страсть к экспериментированию, формирует определенный склад ума, а еще смелость — в хорошем смысле этого слова выходить за рамки, не бояться пробовать новое. БГУ развивает желание постоянно учиться, не довольствоваться достигнутым.

— За годы, что работаете в гимназии, что, считаете, существенно повлияло на качество образования?  

— В 1990-е годы миссия учителя, считаю, заключалась в том, чтобы дать знания. Теперь учитель-транслятор не интересен. Актуален учитель —организатор учебного процесса. То есть под его руководством урок надо построить так, чтобы детям было интересно добывать информацию, работать с ней, знать, как результат можно использовать в жизни, принимать решения в команде. Спрашиваете, что главное: люди, технологии, методика? Я бы так вопрос не ставила, одно без другого невозможно. Наставник, который не имеет предметных знаний, не сможет реализовать методику и технологию. Эта же формула действует и наоборот.

— Образование и воспитание — две неразделимые темы учительской профессии. Как считаете, что все-таки важнее: дать реальный набор знаний, которые пригодятся в жизни, или воспитать личность, человека-гражданина?

— Образование и воспитание должны быть в комплексе. Важны и умения, которые помогут ориентироваться в потоке информации, критически оценивать то, что происходит, делать выбор, высказывать свое мнение, не обижая других, нести ответственность за свои слова и поступки. Считаю, миссия современной школы — подготовить ребенка к тому, чтобы он смог реализоваться в жизни. Безусловно, важно вырастить патриотов. Патриотизм — это любовь к своему народу, земле. Мы это делаем в том числе через проекты «Зеленая школа». К примеру, у школьников формируется умение думать о тех, кто рядом с тобой, и о тех, кто будет жить потом. Вот это и есть патриотизм, когда в центре внимания не только ты.

— Что такое хороший учитель, на ваш взгляд? Назовите реперные точки.

— Настоящий учитель тот, кто может принять и понять любого ученика. Это трудно. Но если научиться, раскроешься в профессии в полной мере. Доброе отношение, принятие другого человека, стремление найти в каждом хорошее — то, на чем стою и что помогает выстраивать отношения с учениками. Конечно, еще и терпение. Но результат того стоит.

— Тот, кто хоть раз побывал на ваших открытых уроках, надолго останется под впечатлением. Энергия, темп, умение держать внимание аудитории, раскрывать тему через ассоциативные ряды… Если не секрет, какими находками пользуетесь?

— Нет четкого ответа на этот вопрос. Попробую объяснить на примере. Когда молодая хозяйка готовит, она делает это по рецепту. Потом запоминает и может смешивать продукты, не заглядывая в поваренную книгу. Следующий уровень — появление фирменного блюда. Так же и в моем случае. Достигла того момента, когда блюдо под названием «урок» приправляю методиками на свой вкус. Конечно, с четким соблюдением всех необходимых этапов. Подбираю то, что может быть наиболее эффективным и полезным для детей на конкретном уроке. Но всегда есть главная «специя» — интерактив. Так как он позволяет задействовать всех учеников.

— Ирина Ромуальдовна, ваша самая большая радость, гордость как учителя?

— Это мои дети. Обе дочери были моими ученицами, они победители республиканских олимпиад по биологии. Старшая Юлия — выпускница биофака БГУ. Младшая Яна — медик. При этом убеждена, что невозможно воспитывать своих и чужих детей по-разному. И мои ученики, конечно, большая гордость. Каждый год встречаюсь со своими выпускниками, приходят семьями, с детьми. Это незабываемые моменты.

— Счет олимпиадникам ведете?

— Вела. Но после сотни на районе перестала считать, а область — после 50 победителей. Точно знаю, что подготовила 16 призеров республиканской олимпиады. Каждый год копилка достижений пополняется. В этом году на районную олимпиаду  по биологии выдвигали семь человек, на областную — одного. Все вернулись с призовыми местами.

— Что или кто вдохновляет на поиски новых путей в преподавании?

— Моя семья. Родные — мои мотиваторы. А справиться со всем помогает вера в Бога. Понимаю, что талант, способности посланы свыше, а ты должен все отдать людям. Нельзя останавливаться, пока есть возможность и силы.

 veselukha@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter