Директор СШ № 17 Борисова Андрей Волков о воспитании подрастающего поколения

«Важно научить детей сортировать инфомусор»

Учреждения образования как неотъемлемую часть социума не могут обойти стороной общественно-политические события, происходящие в стране, а вопросы патриотического воспитания молодого поколения, его социализации приобретают ключевое значение. Создана соответствующая законодательная база. Содержится воспитательный компонент и в проекте обновленного Кодекса об образовании, анонсированного на минувшей неделе профильным министерством. Какую важную перемену предусматривает документ, как в новых реалиях педагоги выстраивают свою работу с подрастающим поколением и действительно ли школа, проводник государственной идеологии, может быть вне политики? Мнением об этих и других вопросах с корреспондентом «СГ» поделился директор СШ № 17 Борисова Андрей Волков: 


— Каждая учебная дисциплина влияет на формирование мировоззрения детей и молодежи, их идейно-нравственных качеств. Особая роль отводится исторической науке: мы столкнулись с попытками переписать историю в конъюнктурных политических целях, обесценить вклад белорусского народа в Великую Победу. Поэтому школам нужно уделить дополнительное внимание гражданско-патриотическому воспитанию детей не только в рамках программы, но и выходя за нее. На примере нашей могу заверить: дети сами охотно общаются с ветеранами на классных часах, посещают школьный музей, памятники, места боевой славы, ухаживают за ними, параллельно изучая историю мемориалов. Их не нужно заставлять. Главное — завлечь ребят, заинтересовать новыми формами подачи исторических фактов. 

Ситуация второй половины 2020-го показала: молодежи не хватает осознанности, не всегда на достаточном уровне она знает историю родной страны и ценит достижения. Порой агрессивные СМИ и провокационные интернет-источники оказываются для детей авторитетнее, вкладывают в их неокрепшие умы мысли и идеи, которые не только далеки от правды, но и опасны, толкают на нарушение закона. Поэтому актуальные вопросы для педагогов — информационная безопасность и медиаобразование. Нужно учить школьников правильно сортировать новости, находящиеся в открытом доступе: отделять ложь, провокацию и фейки от истины. Это непросто, в сети полно инфомусора, но пустить на самотек ситуацию недопустимо. 

Моя позиция такова: чтобы молодежь, ученики не выходили на улицы, нарушая закон, они должны быть постоянно заняты, вовлечены в учебный процесс, спорт, творчество. Значительную роль играет и профориентация: когда ребенок знает, кем хочет стать, стремится к исполнению мечты, поступлению на выбранную специальность, у него не будет мыслей праздно проводить время на несанкционированных митингах. Для него в приоритете — развитие, учеба. Это основа дальнейшей успешной самореализации. В нашей школе практикуются выездные экскурсии на предприятия области и района. Школьники побывали в ОАО «Здравушка-милк», типографии имени 1 Мая, нескольких IT-компаниях, на борисовской бумажной фабрике Гознака, жодинском БЕЛАЗе… Такие профориентационные формы интересны, производят впечатление, вдохновляют и помогают выбрать свой путь в будущее. Это неголословно: дети ведут видеоблоги о посещении предприятий, в которых рассказывают о своих эмоциях. 

Педагоги в тесной связке с родителями не только тогда, когда проводятся собрания, но и во внеурочное время. Конфликтных ситуаций на почве несовпадения политических взглядов в нашей школе не было. Однако знаю из публикаций в СМИ, что они имеют место в других учреждениях образования. Безусловно, случай, когда мама забирает ребенка из школы только потому, что она государственная, — скорее исключение из правила. Но сам факт, что подобное происходит, не может меня, как педагога, оставить равнодушным. Система образования в Беларуси — одна из лучших в мире, в этом я убежден. Процент поступления учеников, к примеру, в нашей школе — 100. В высшие учебные заведения — около 50. Это достойный результат. В стране есть лицеи и гимназии, которые, согласно исследованиям Международной программы оценки знаний, показывают результат на уровне общемировых лидеров: Китая, Сингапура, Японии, Финляндии. Притом что условия в нашей стране и, скажем, в Сингапуре или на урбанизированных территориях Китая существенно различаются. К тому же белорусские школьники учатся абсолютно бесплатно, у каждого есть возможность в дальнейшем поступить на бюджетную форму в вуз, получать стипендию, жить в общежитии… В этой связи непонятна позиция родителей, которые насильно, исходя из личных политических убеждений, лишают чадо законного права получать качественное образование, отрывают от учителей, друзей и переводят в дорогие частные школы, которые, являясь коммерческим проектом, зачастую дают знания лишь номинально. 

Знаю случаи, когда родители запрещали детям участвовать в патриотических акциях, уборках памятных мест. Это вызывает недоумение: подобные запреты препятствуют выполнению государственной школьной программы, утвержденной на уровне министерства. Одна из основных функций школы — воспитательная, и гражданско-патриотическое направление всегда было в приоритете. Не изменится это и в будущем. Недавно Минобразования представило проект обновленного кодекса, в котором появился пункт: родители и законные представители не вправе вмешиваться в учебный процесс. По возникающим вопросам они должны будут обращаться в учреждение образования. 

Еще один важный момент для руководителей школ — предупреждение аморального поведения среди педагогов. Правильно сказал наш Президент: в школе должны работать только те, кто разделяет государственную идеологию. Если учитель вышел на митинг, нарушил закон, оказал сопротивление сотрудникам милиции и выступает против существующей власти — что ему делать в государственной школе? Чему будет учить детей, если сам не разделяет мнение и позицию государства? В свое время я проходил стажировку в Соединенных Штатах — там поддержка педагогами политического курса страны контролируется строго. Невозможно даже представить, что работник учебного заведения, находящегося на гос­обеспечении, может пойти против президента или правительства. Я солидарен с этой позицией. 

Призвание учителя — давать знания детям, воспитывать чувство гражданского долга, моральные качества, а не сеять хаос в их головах. Соглашусь, школа не место для политических баталий. Мы не вправе обсуждать политическую обстановку с учениками: у них нет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни критического мышления. Ключевая задача педагога — транслировать детям принципы, законы и идеологию государства. Это должно быть незыблемо. 

kapustina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter