КГК проверил, как используется предоставленный в безвозмездное пользование госжилфонд

Важно, чтобы безвозмездное не стало бесхозным

Исчезнувшие с учета дома и годами пустующие квартиры. Ненужные общежития и здания, в которых опасно находиться. Это и многое другое увидели сотрудники Комитета госконтроля, несколько лет анализировавшие, как организации и предприятия используют предоставленный в безвозмездное пользование государственный жилищный фонд. Подробностями с корреспондентом «СБ» поделился главный специалист отдела контроля за использованием имущества КГК Денис Моторный. 

Денис Моторный

Издалека окутанные густой растительностью три дома по улице Волгоградской в Минске ничем не выделяются на фоне других. Но стоит подойти ближе, как в глаза бросаются заградительная лента, надпись «Опасная зона» и разваливающиеся балконы. Некоторые из них на всякий случай укрепили подпорками. 

— Это еще что! — эмоционально рассказывает Светлана, жительница одного из таких домов. — У меня в комнате как-то потолок стал проседать, но балансодержатель, «Промтехмонтаж», зашевелился только после обращений в разные инстанции. Рабочие сначала руками развели: мол, финансов на ремонт нет. И живи как хочешь. Деревянными балками разваливающийся потолок подперли и ушли. Ремонт же начался после обрушения потолка. Теперь вот вмешался ­госконтроль, дело вроде сдвинулось.


Нина Леоновна живет по соседству: «Моя теперь уже взрослая дочь была подростком, когда у нас выбили дно балкона. Сказали, что он в аварийном состоянии и может обрушиться. Кстати, капремонт дома был, кажется, году в 1970-м. Потом нам говорили, что дом снесут. Вот по сегодняшний день сносят». Что-то, рассказывает собеседница, жильцы в доме делают сами — красят, белят, убирают на лестнице и площадках: «Двери в подъезд всегда нараспашку. Из квартиры выходишь, а на твоем коврике пьяный незнакомец отдыхает... Тут я в полуторке живу. Говорят, для переселения мне полагается однушка. Дождусь ли ее? Ох не знаю». 

Судя по заключению экспертов, жить в этих домах может быть небезопасно. Денис Моторный уточнил, что горисполком еще в 1998 году поручал рассмотреть вопрос с двухэтажками, построенными, к слову, в 1955-м. И если в аналогичной ситуации из дома по ул. Брестской (балансодержатель — ОАО «Завод Минск­агропроммаш») людей уже отселили, наглухо заколотив досками окна и двери, то судьба жильцов (в основном пенсионеров) с Волгоградской — вопрос открытый. 

Такие строения есть и в других регионах — к примеру, в Гомельской, Витебской и Брестской областях. Собеседник приводит пример: «Находившийся в безвозмездном пользовании у предприятия «Барановичхлебопродукт» двухквартирный дом по ул. Чапаева в Ивацевичах был признан непригодным для проживания. Но решение о его сносе Ивацевичский райисполком так и не принял, поскольку не имелось правоудостоверяющих документов на здание». 

— Как известно, с 2016 года неприватизированное жилье из госфонда должно переводиться в коммерческое. Однако и сегодня почти во всех областях немало обратных примеров,
— констатирует собеседник. — «Камволь» так не перевел в арендный фонд дом, «Лидахлебопродукт» — 14 квартир, ОАО «Демброво» — 14 квартир и 9 жилых домов, общество «Победа» — 4 дома, «Строммашина» — 4 квартиры и 6 домов, «Костюковичский леспромхоз» — 13 квартир и 6 домов, «Глубокский комбикормовый завод» — 20 квартир и 13 домов, «Глубокский агросервис» — 5 квартир и 29 домов...

 Не торопятся, как оказалось, и с заключением договоров найма. При этом одни арендаторы за жилье платят, другие нет. Не всеми хозобществами открыты и специальные счета для зачисления средств от аренды и их целевого использования. Бывало и так, что счета-то открыты, но деньги на них не зачислялись, тратились на другие нужды. 

Не теряет актуальности проблема достоверности данных: сколько на самом деле объектов госжилфонда в безвозмездном пользовании хозобществ? Эти сведения далеко не всегда включались в ­статотчетность, не учитывались пустующие дома и те, в которых жить нельзя. Искажалась информация об общей жилплощади и т.д. 

Также скромными темпами выполняется программа по передаче непрофильных активов в коммунальную собственность, замечает представитель КГК: «При этом мониторинг показал и проблемные аспекты, над которыми следует поразмышлять. В ряде случаев предприятия не хотят отдавать те же дома и общежития потому, что наличие жилья позволяет оставить в организации квалифицированных работников, привлечь молодежь, приезжих специалистов». 

Другим балансодержателям здания оказались не нужны или нет средств на их содержание. В итоге жилье пустует. Отдельные же предлагают такие условия передачи жилфонда в коммунальную собственность, что выполнить их бывает трудно. 

По результатам мониторинга контрольным ведомством выработан ряд рекомендаций, которые отражены и в поручении Правительства по устранению нарушений. 

СПРАВКА «СБ»

15.864 — столько в стране (на октябрь прошлого года) общежитий, домов, квартир и других объектов госжилфонда, который находится в безвозмездном пользовании хозобществ. От этого числа 2.910 (18%) — в республиканской собственности, 12.954 (82%) — коммунальной.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter