Еще раз о проблемах системы школьного образования

Важнейшим из искусств в школе является МХК

ПАРАДОКС: нынешние летние каникулы стали ареной жарких баталий о системе школьного образования в целом и проблемах некоторых учебных предметов в частности. Казалось бы: итоговые оценки давно выставлены, и даже ЦТ сдано. Абитуриенты на низком старте перед штурмом вузов, а те, кому еще рано выбирать профессию, — оздоравливаются в лагерях. И на этом фоне — видеообращение учительницы мировой художественной культуры из Мозыря к Министерству образования.

В обращении  педагог с 30-летним стажем говорит о том, что восемь лет назад предмет МХК исключили из школьной программы. И вот искусство вернулось в школы. Но с 1 сентября 2016 года оценки и домашние задания в 5-м и 6-м классах по этому предмету отменяют. И это сводит престиж МХК на нет!

Скептики возмутятся: о каком МХК может идти речь при такой нагрузке на школьников?! Не до лирики, когда нужно учить физику, а заодно химию и алгебру с геометрией. Я же скажу – без культуры нет ни образования, ни жизни в принципе. 

Знаете, что меня беспокоит, когда я общаюсь с современными подростками? Нет, не готы и эмо. Меня не коробит, если подросток увлекается рэпом или эр эн би, или читает, скажем, о «космических олухах», или вообще фанфики. Главное, что читает, слушает музыку – то есть увлечен. Да пускай он хоть комиксы разглядывает! Даже интерес к ним может развивать человека. Если благодаря этому подросток выучит английский, увлечется рисованием – да мало ли еще что! 

Знакомая многодетная мать пару лет назад сетовала на чрезмерное увлечение 12-летней дочери Гарри Поттером: мол, вся комната увешена плакатами, всюду магические атрибуты и заклинания. Тогда она решила направить энергию дочери в «мирное» русло. Девочка, занимаясь в художественной школе, нарисовала цикл иллюстраций к любимой книге. Вслед за этим стала усиленно изучать английский, чтобы прочитать о юном волшебнике в подлиннике. Сегодня подросшая София читает Теодора Драйзера на английском. Это и есть всестороннее развитие. 

Меня беспокоит, если подросток ничем не интересуется. А таких, увы, все больше. Сегодня даже молодежные субкультуры постепенно отходят на второй план. Боюсь показаться брюзгой, но все же: интернет предлагает слишком много всего и сразу, чтобы подросток смог на чем-то сконцентрироваться. Но это данность, с которой мы вынуждены мириться. Значит, надо помочь им выбирать из всего обилия информации не только менее опасную, но еще  и ту, которая может принести им пользу. И здесь такой предмет, как мировая художественная культура, на мой взгляд, неоценимый помощник. 

Возможно, и после школьного курса по искусству человек все так же не сможет отличить Моне от Мане (да-да, это разные люди, хотя оба и художники). Не в том суть. Но посеянное учителем зерно если не прорастет, то оставит в памяти след. Потому что каждый, даже самый невежественный из нас, в глубине души понимает, что искусство – это прекрасно и даже в чем-то элитарно. А прикосновение к элитарному возвышает человека. Не зря же говорят, что изучение искусств и культур помогает обществу снизить агрессию и насилие. 

Подтверждают мою теорию и комментаторы на форумах. Люди, которые обычно непримиримо ругаются между собой по любому поводу и без, практически единогласно сошлись во мнении: МХК школе необходима. Споры возникли лишь о том, нужна ли по этому предмету оценка. 

Решаю уточнить, что думают о будущем МХК в Министерстве образования. Здесь, вопреки утверждению учительницы, руку держат на пульсе. Национальный институт образования разработал соответствующие учебники и программы. А с прошлого года предмет постепенно внедряется в  программу базовой школы, рассказала начальник управления общего среднего образования Светлана Уклейко. Если в прошлом  учебном году его преподавали только в 5-м классе, то с 1 сентября, 2016-го будут изучать уже и 5-классники, и 6-классники. Через год — и  в  7-м классе. Так, за 5 лет предмет полностью войдет в программу. По-моему, хорошая примета. Побольше бы таких. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter