На контроле Президента: белорусское кино

Важнейшее из искусств

Как не просто вывести кино из кризиса, а сделать его национальным брендом? Когда наступит Год белорусских премьер? Чем заинтересовал «Беларусьфильм» киномагнатов из других стран? Об этом — очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».


В окрестностях Смолевичей есть… Смолевуд. Натурплощадка «Беларусьфильма», на которой работает ныне режиссер Митрий Семенов-Алейников. Снимает зону отчуждения и убежден, что кино должно себя окупать:

— Хотя бы вполовину, грубо говоря. Министерство же выделяет деньги на проекты — и деньги немалые. Но надо реформировать саму студию.


Масштабная реконструкция на «Беларусьфильме» завершилась в 2017-м — фактически за год до того дня, как национальную киностудию возглавил Владимир Карачевский. Но борьба за белорусское кино началась гораздо раньше. Самые ранние важнейшие шаги были сделаны еще в первые годы независимости. Уже тогда акулы рынка засматривались на белорусские активы — и в промышленности, и в искусстве. Но Президент сразу четко обозначил — национальную киностудию на растерзание не отдаст:

— Идеология не приватизируется! Все, что касается идеологии, образования и таланта, — это забота государства. Важнейшему из всех искусств мы будем помогать. Деньги будем направлять только на новое, только на покупаемое. И обязательно на конкурсной основе.



Между тем вместе с Советским Союзом разрушились и кооперационные связи. Оцифровка и цветокоррекция на московских студиях стали выливаться белорусам в огромные суммы. Нужно было расти и самим зарабатывать, искать новые образы, национальную идею. Президент пристально отслеживал новинки, не пропустил ни одной громкой премьеры. И достойные картины, надо отдать должное, создавались в разные, даже в финансово непростые годы! Но они были скорее исключением из правил, нежели закономерностью.

В 2018-м на «Беларусьфильм» был направлен фактически антикризисный управляющий. И то, что происходит сейчас, похоже на полную перезагрузку, говорит генеральный директор национальной киностудии Владимир Карачевский:

— Большая кинофабрика — это полный цикл. Мы можем делать все, начиная от разработки сценария, съемок, дистрибуции и прочего. Сегодня самый большой павильон на киностудии — тысяча квадратных метров, 14 метров высотой, отличная звукоизоляция, все для подвеса оборудования, все сети. За этот павильон могут драться.

Многопрофильность — спасательный круг современной киноиндустрии.
Могут драться — это как раз по делу. Чтобы выжить и снимать кино, киностудии как большому производству приходится крутиться и зарабатывать. Многопрофильность — спасательный круг. Всего павильонов пять, самый простой минимален. Они заняты если не съемкой кинолент, то как минимум клипами. Их снимали здесь Ани Лорак, Стас Михайлов, Сергей Лазарев... Киностудия расширила перечень услуг и вышла с предложением на глобальный рынок. Ныне белорусские натурплощадки, наряду с павильонами после реконструкции, — любимое место съемок зарубежных киногрупп. Актер российского сериала «Угрюм-река» Юрий Миронцев говорит, что в Беларуси он впервые:

— Полное ощущение комфорта, ощущение того, что ты дома.



В итоге наше озеро стало Угрюм-рекой, нашлось в Беларуси место и для летней Сибири XIX века: возвели бараки, дамбу и пристань, даже кирпичную печь под старину сложили. Декорации — рукотворные шедевры пятнадцати мастеров «Беларусьфильма». Столь тщательные подход к делу и сервис всегда в цене. Подошли белорусские пейзажи и режиссеру «Братьев Карамазовых» и «Каменской» Юрию Морозу. Он, как и многие российские деятели кино, боец универсальный: режиссер, актер, сценарист и продюсер одновременно. Минск стал главной съемочной площадкой и для комедийного детектива «Вспышка», который снимает российско-белорусская съемочная группа. Однако Россия, для которой наши площадки всегда были в почете, теперь уже конкурирует с десятком стран, отмечает гендиректор «Беларусьфильма»:

— Сейчас мы нацелены сотрудничать не только с традиционным российским кинорынком, но и с киноиндустриями Восточной и Западной Европы, Азии, Закавказья, Соединенных Штатов. Когда узнают в комплексе, чем мы обладаем, то удивляются, почему мы до сих пор в мире терра инкогнита. Между тем это не только валюта, это возможность войти в серьезную копродукцию. За этот год мы подписали около 15 различных соглашений более чем с десятком стран. Разговор о копродукции — это совместное производство, которое пробуем с Польшей, Украиной, планируем с Казахстаном, Грузией, Узбекистаном. С Китаем подписали соглашение о подготовке проекта, посвященного хоккею. Они хотели ехать в Финляндию, но посмотрели наши арены и захотели снимать у нас. Возможность выйти на китайский рынок — весьма интересная перспектива.



Пример современной кинокооперации показывает Болливуд, знакомый советскому зрителю с детства по индийским музыкальным фильмам. Но в данный момент не до песен — снимают масштабный блокбастер. Трюки, машины, оружие и 60 белорусских каскадеров! А также множество иных наших специалистов — от режиссеров-постановщиков до техгруппы. Почетный консул Беларуси в Мумбаи Лалит Чокани отмечает:

— У меня возникла эта идея: почему бы не показать Беларусь? Чтобы из Индии все больше и больше туристов приезжали туда и могли увидеть эту страну.

А режиссер этого блокбастера Нилеш Сахай признается:

— Я уже чувствую любовь к вашему городу. Это красивое место. Решили снимать первый масштабный проект здесь, и мы под приятнейшим впечатлением.



«Беларусьфильм» — одна из старейших киностудий СНГ. 95 лет, но уже не старая: оборудование позволяет создавать конкурентный продукт. Вопрос в кадрах. Чтобы найти таланты и максимально привлечь молодежь, национальная киностудия даже объявила конкурс сценариев. Возрождать, говорит режиссер Владимир Янковский, нужно и саму школу:

— Киношколу с серьезными преподавателями, с серьезными кинорежиссерами, которые будут учить молодое поколение. Никто же их не учит, и некому преподавать. Надо искать таких людей.


«Купала», «Судьба диверсанта», «Следы апостола», «Альманах», сериал «Иллюзии»… «Купалу» хотят сначала презентовать на фестивалях. Пожелаем ему оваций! А год премьер в прокате стартует с «Авантюр Прантиша Вырвича». Это экшен: подземелья, погони, загадки, тайны и артефакты. Невероятные приключения для любителей не просто фэнтези, а историко-приключенческий роман. Съемочная группа АТН одной из первых увидела процесс изнутри. И настоящий телепорт в XVIII век в Лидском замке. К историческому наследию Беларуси в кинематографе обращались лет 15 назад — то была «Анастасия Слуцкая». Новый фильм — экранизация книги белорусской писательницы и журналиста «СБ. Беларусь сегодня» Людмилы Рублевской, которая поясняет:

— Мы паказваем Беларусь не ў лапцях! Гэта Беларусь — еўрапейская краiна, дзе ёсць замкi, вандроўныя музыкi i тэатры, дзе ёсць рыцары i дамы, за якiх варта бiцца.

Сегодня режиссеры называют «Беларусьфильм» кентавром. Три большие студии в одном организме — кино художественное, документальное и анимация. И по всем направлениям идет движение. Студия мульт­фильмов, например, выдает по 8 — 10 фильмов за год, это цифра немаленькая в масштабах Беларуси. Осталось выгодно продать продукт. Председатель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев прогнозирует:



— Белорусское кино будет развиваться в направлении продюсерского кино, фондов, которые будут аккумулировать в себе денежные возможности, помогать молодому кинематографу, развивать его. Может быть, в этом направлении мы с вами увидим новый расцвет белорусского кино.

В сентябре 2010-го Президент обращался к мастерам киноиндустрии:

— Сделайте хороший фильм! Чтобы в нем душа народа сквозила, чтобы люди смотрели и радовались!

Как будет воспринят зрителем «Купала», засквозит ли в нем душа народа — ответа ждать осталось недолго.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter