Глава НАИП Денис МЕЛЕШКИН — о потеплении делового климата и том, как привлечь зарубежный капитал

Важная оговорка для инвестора

Приток иностранных инвестиций в страну снижается уже несколько лет. На тревожную тенденцию особо обратил внимание Александр Лукашенко во время мартовского отчета Правительства и поставил конкретную задачу: исключить волокиту и бюрократизм в работе с инвесторами. О том, как меняется  в стране деловой климат, какие нововведения планируются в законодательстве и почему не только преференции важны в процессе привлечения инвестиций, «Рэспубліцы» рассказал и.о. директора Национального агентства инвестиций и приватизации Денис Мелешкин. 

Не преференциями едиными 
Денис МЕЛЕШКИН
фото НАИП

— Денис Владимирович, несмотря на определенный темп роста инвестиций в прошлом году, ситуацию последних лет в целом вряд ли можно назвать радужной. Доля прямых и внутренних инвестиций в ВВП снижается. Возникает логичный вопрос: если условия созданы, почему это происходит? 

— Действительно, в последние годы мы наблюдали снижение объема прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Это было вызвано ухудшениями внешней экономической конъюнктуры. Сейчас можно констатировать: деловая и инвестиционная активность постепенно восстанавливается, отмечается активизация иностранных инвестиций. Так, за прошлый год в реальный сектор экономики, кроме банков, иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд долларов (+13,65 процента), в том числе прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили 7,63 млрд долларов (+10,26 процента). Хочу обратить внимание и на изменившуюся структуру инвестиций: опережающими темпами росли затраты на оборудование, машины и транспортные средства, что говорит о вложении в активную часть основных фондов, которые принимают непосредственное участие в процессе производства товаров, услуг и формирования добавленной стоимости. Рассчитываем, что положительная динамика будет сохранена и в этом году.

— Указ № 166 для индустриального парка «Великий камень» позволил существенно увеличить число резидентов, поэтому некоторые эксперты предлагают отдельные преференции распространять по всей стране. Как вы оцениваете такую идею? Чего еще не хватает Беларуси, чтобы не проигрывать конкуренцию нашим партнерам по ЕАЭС по условиям работы для инвесторов?

— C точки зрения инвестиционного законодательства в Беларуси и странах — членах ЕАЭС условия для вхождения инвестора и реализации инвестиционных проектов примерно равны. Сегодня практически вся территория страны подпадает под тот или иной преференциальный режим: будь то режим СЭЗ или специальный правовой режим для деятельности в малых городах и сельской местности. Беспрецедентный режим установлен в индустриальном парке «Великий камень». Один из лучших преференциальных режимов для IT-отрасли – Парк высоких технологий, резиденты которого освобождаются от всех корпоративных налогов и налога на добавленную стоимость. А с подписанием Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» Беларусь стала одной из самых комфортных стран в мире для ведения IТ-бизнеса. 

При этом только преференциями вопрос привлечения инвестиций не решить. Сегодня ощущается недостаток качественно проработанных инвестиционных предложений, в регионах отсутствуют конкурентоспособные площадки, современные производственные помещения с необходимой инфраструктурой. Реализовать качественно проработанный проект на взаимовыгодных условиях в Беларуси можно. Но пока таких проектов недостаточно. На мой взгляд, сегодня это самая главная проблема, которая тормозит приток иностранных инвестиций. Большинство предлагаемых бизнес-проектов, за редким исключением, являются сугубо внутренними проектами самих предприятий. То есть они решают узкоспециализированную задачу конкретного производства, не учитывая стратегию развития компании-инвестора. Подобные проекты вряд ли смогут заинтересовать представителей бизнеса. В этой части позитивно рассматриваем разрабатываемый Минэкономики план индустриализации регионов. На мой взгляд, залогом успеха программы станут именно инновационные проекты, предусматривающие использование новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, соответствующие требованию долгосрочного спроса на внешних рынках. От  иммунитета до  оговорки 

— Какие самые важные, на ваш взгляд, предлагаются изменения в Закон «Об инвестициях»?

— Речь идет о поправках, которые снизят риски инвестиционной деятельности, благодаря чему, думаю, инвестиционный процесс в стране активизируется. Предлагаемые изменения касаются возможности внедрения механизма страхования инвестиционных рисков, предоставления инвесторам гарантий стабильности при изменении законодательства, в том числе неприкосновенности прав собственности. Предлагается дополнить действующий закон статьей, которая определяет общий порядок и условия компенсации инвестору стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций. Эта норма основана на аналогичных положениях, содержащихся в международных договорах Беларуси о содействии и осуществлении взаимной защиты инвестиций. Еще один аспект, который стоит отметить, касается возможности отказа государства от судебного иммунитета. Сейчас в нашей стране этот вопрос урегулирован лишь частично – в Законе «О концессиях». Я сейчас говорю не о безусловном автоматическом отказе от иммунитета государства. Речь о том, что при заключении договора инвестор может предложить включить в документ такую норму, а государство в лице соответствующих органов может согласиться либо не согласиться с таким предложением. 

— Депутаты предлагают создать при Совете по развитию предпринимательства группу по защите прав инвесторов из-за того, что примерно в половине случаев инвестдоговоров вложение денег не происходит. Что еще нужно изменить, чтобы инвестор чувствовал себя стабильно и уверенно?

— Безусловно, инвесторы не приемлют тех или иных потрясений и хотят понимать четкие правила. В этой части положительным шагом в сторону инвестора и существенным условием привлечения инвестиций в экономику страны стало бы введение «стабилизационной оговорки» — гарантий неизменности законодательства на определенный период времени. Такая практика сегодня уже реализована в индустриальном парке «Великий камень». Относительно инициативы по защите инвесторов скажу, что агентство также включено в эту работу. Мы и сегодня осуществляем сопровождение иностранных инвесторов, действует Консультативный совет по иностранным инвестициям как площадка для диалога.

По принципу проектного офиса

— Расскажите, как идет совместная с Минэкономики работа над страновой стратегией привлечения ПИИ до 2030 года? Что ожидаете на выходе?

— С марта НАИП и Министерство экономики во взаимодействии со Всемирным банком, международными экспертами в области ПИИ, государственными органами, представителями бизнеса и научных организаций разрабатывают Стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций до 2030 года. Документ включает в себя анализ тенденций движения ПИИ на мировом рынке, определение выгодных ниш, которые смогла бы занять страна на международном рынке ПИИ, выявление целевых групп инвесторов, на которых необходимо сконцентрировать усилия, а также четкое определение потребностей и «профиля ожиданий» целевых инвесторов в разрезе приоритетных отраслей, формирование уникальных инвестпредложений, позволяющих конкурировать за привлечение ПИИ не только на внутрирегиональном, но и на международном уровне. Создана соответствующая рабочая группа. В марте—апреле организовано три визита международных экспертов в нашу страну. Уже готов первый отчет с оценкой мировых тенденций и новых возможностей в области привлечения ПИИ, включая оценку ситуации с прямыми иностранными инвестициями в нашей стране. Также подготовлены предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства.

В целом прошло не так много времени, чтобы мы сегодня могли говорить о готовой стратегии. Вместе с тем ее структура и наполнение разработчикам понятны. Мы хотим сформировать действенный документ, который создаст условия для эффективного позиционирования страны и привлечения инвестиций, поэтому к работе над проектом подходим с большой ответственностью, учитывая мнения всех заинтересованных сторон. 

В 2017 году в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд долларов
фото myfinservis.ru

— Уже давно шла речь об изменении статуса НАИП. Работа по принципу «проектного офиса» — это и есть то принципиальное изменение работы агентства? 

— Речь идет о смещении акцентов в работе агентства.

Мы уже приступили к переформатированию своей работы по принципу «проектного офиса». Теперь помимо организации и проведения специализированных мероприятий за рубежом, точечной работы с крупными компаниями планируем нацелить работу агентства на сопровождение инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, начиная от идеи до их реализации, на оказание содействия госорганам в поиске инвесторов, а инвесторам — в выборе подходящего проекта. За каждым проектом будет закреплен сотрудник агентства — проектный менеджер. Все это в тесном взаимодействии с государственными органами. Такое взаимодействие, я уверен, позволит сократить до минимума волокиту при принятии решений по реализации инвестпроектов и не допустить возникновения спорных ситуаций, тем более судебных тяжб. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter