ВАЗа СОКа

Передел собственности в Самарской области 27 августа президент России отправил в отставку бессменного с 1991 года самарского губернатора Константина Титова. Отставки этой ждали, она могла случиться буквально в любую минуту – один из главных политических старожилов России уже давно «висел на волоске», но оборвался волосок все равно внезапно.

Казалось бы, худшее для Константина Алексеевича позади – в апреле 2005 года Путин подтвердил свое доверие Титову, а депутаты губернской Думы практически единогласно, 22 голосами из 25, поддержали эту кандидатуру.
И вот очередной «ельцинский кадр» в отставке, а нагретое им за 16 лет «реформ» губернаторское кресло досталось президенту группы компаний АвтоВАЗ, а до того – заместителю генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимиру Артякову.
Разумеется, возникает вопрос о причинах такого кадрового решения. Основных публичных версий отставки Титова две.
Первая – политическая, связанная с «Единой Россией», которая, мол, понесла чувствительные потери на местных выборах в марте, а потому и упросила президента от греха подальше «зачистить» ненадежную самарскую политическую поляну. Версия, несомненно, интересная, но вряд ли адекватная реальности – тем более что за несколько месяцев до парламентских выборов никакой новый губернатор, если только он не конченый харизматик семи пядей во лбу или косая сажень в плечах, нужного электорального результата не обеспечит. Да и при всем уважении к Владимиру Владимировичу Артякову публичной политикой, а тем более  выборными технологиями он до своего назначения никогда не занимался.
В области его открыто признают «темной лошадкой». После полутора лет руководства крупнейшим предприятием региона, заводом АвтоВАЗ, такая характеристика говорит сама за себя.
Вторая версия – криминальная, куда более «теплая». Согласно этой версии связка губернатора Титова с финансово-промышленной группой СОК давно выходила за рамки допустимого взаимодействия между властью и бизнесом. Более того, эта связка (и губернатор Титов в ней) затягивала подписание соглашения между Самарской областью и корпорацией «Роснефть». Учитывая, что работу «Роснефти» курирует зампред президентской администрации Игорь Сечин, а в регионе расположены два крупных нефтеперерабатывающих предприятия – Самарский и Новокуйбышевский НПЗ, – такая несговорчивость выглядела совершенно недопустимой. И Владимир Артяков, кстати, сразу же обозначил соглашение с «Роснефтью» как свою ближайшую приоритетную задачу. Впрочем, второй его приоритетной задачей местные политологи называют как раз «равноудаление» от структур региональной власти «криминально-олигархических» группировок, а на такую характеристику в Самарской области тянет только группа СОК. Которая сдаваться и сдавать нажитые при Титове собственность и связи вовсе не намерена.
Кстати, именно с активностью СОКа связывают и нашумевшую июльскую «предупредительную забастовку» на АвтоВАЗе, которая в случае успеха могла серьезно дискредитировать Владимира Артякова и сорвать его назначение на пост самарского губернатора.
Так что предстоящий передел власти и собственности в Самарской области, скорее всего, гладко не пройдет и будет сопровождаться определенными эксцессами. Во всяком случае, уже появилась информация, что некие «сторонники Титова» (надо же, какая личная преданность!) во властных структурах области готовы «валить» «медведей» на выборах, с тем чтобы навредить Артякову.
Исключить подобное развитие событий полностью нельзя, но вряд ли оно будет определяющим в карьере нового самарского губернатора. Его главная задача – жестко взять под свой контроль главные объекты экономики области: ту же нефтепереработку, «оборонку», АвтоВАЗ (впрочем, эта задача была решена еще в конце 2005 года, когда с автозавода ушла «команда Каданникова» и пришли «оборонцы» во главе с тем же Владимиром Артяковым). Та же самая задача, которая стоит перед новыми путинскими назначенцами от Владивостока до Калининграда, – на «своем» участке обеспечить бесперебойное функционирование всей новой финансово-экономической системы страны. Очертания этой системы с каждым днем становятся все более определенными: мощная сырьевая составляющая в ней дополняется транзитными возможностями России, а также развитием высокотехнологичного, прежде всего оборонного, производства.
И наши симпатии, если сравнивать эту структуру с временами ельцинского развала,  несомненно на ее стороне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter