Ватер-линия

На Немане началась навигация. Картина для весны в общем–то привычная, если бы не одно обстоятельство. В Гродненском речном порту опасаются, что она может стать последней...

На Немане началась навигация. Картина для весны в общем–то привычная, если бы не одно обстоятельство. В Гродненском речном порту опасаются, что она может стать последней. Со строительством выше и ниже Гродно по течению двух гидроэлектростанций плотины могут перекрыть водный путь, сократив транспортный коридор наполовину. В таком случае водникам, обслуживающим ныне 57 километров реки, придется сушить весла. Их техника, которая только в прошлом году доставила по различным адресам более 350 тысяч тонн грузов, вынуждена будет простаивать. Пострадают и туристы. Добраться на теплоходе из Гродно на Августовский канал или в Друскининкай, минуя Немновскую ГЭС, они не смогут. Разве что на байдарке...


Знают ли об этой проблеме сами энергетики? На недавних общественных слушаниях материалов по оценке воздействия на окружающую среду будущей Немновской гидроэлектростанции такой вопрос поднимался. Специалисты предприятия «Гродноэнерго» объяснили, что компоновка ГЭС предполагает строительство в ее створе судоходного шлюза на левом берегу Немана. К тому же проект этой станции еще не готов и в него можно внести любые изменения.


А вот у Гродненской гидроэлектростанции, ввод которой намечен на конец 2011 года, шлюзовой обход плотины и вовсе не был предусмотрен. По меньшей мере странно. Сейчас этот очевидный ляп проектировщики пытаются исправить. Но выльется это в копеечку. За чей счет?


Начальник филиала «Гродненский участок государственного предприятия «Белводпуть» Александр Маскалевич надеется, что ситуацию еще можно исправить:


— У нас уже есть плохой пример, когда плотина перекрыла Неман в районе Каунаса. Там в спешке 20 лет назад не подумали о судоходном шлюзе, а теперь ломают головы, как поправить положение. Ведь и наши суда тоже могли бы ходить до Калининграда, а там — огромный порт, где всегда много грузов, и перевозка их по воде значительно дешевле, чем другим транспортом.


Тем не менее пока гродненские водники держатся на плаву, хотя до прежних объемов им далеко. Если в начале 90–х речники перевозили по одному миллиону тонн песка и гравия, то сейчас — на треть меньше. С другой стороны, это не самые тяжелые времена, когда от строительных организаций почти не поступали заявки на песок и гравий. Тогда едва набиралось в сумме 100 тонн грузов в год. Порт чаще стоял, чем работал, а навигация нередко ограничивалась несколькими месяцами.


С той поры много воды в Немане утекло. Но в самом порту мало что изменилось. В затоне я увидел десяток старых ржавых судов. Почему они здесь стоят годами?


— Это только с виду некоторая техника неприглядна, — объясняет Александр Маскалевич. — На балансе у нас 50 единиц флота. В рабочем состоянии — только 40. Остальные надо ремонтировать. Делаем это исключительно своими руками, потому что Неман имеет замкнутый бассейн и нельзя отправить суда на ремонтные заводы.


Мы остановились возле буксира, вытащенного из затона на берег по бревнам. На борту врезан солидный кусок металла. Скоро буксир покрасят и тогда — на воду. И это не самый старый экземпляр флота. К примеру, теплоходу «Ольга Соломова» уже 54 года. Есть корабли по 48, 36 лет, а самому молодому — 21. Но обновить сразу все, признается мой собеседник, невозможно. Приходится работать под открытым небом в любую погоду. Да и средств не хватает. Только на ремонт пассажирского теплохода потратили 230 миллионов рублей. А еще стоят баржи, буксиры, плавучие краны, земснаряды, понтоны...


Александр Маскалевич порт знает с детских лет. Его отец был здесь капитаном. Потом и Александр пришел сюда на работу: начинал электриком, а вырос до начальника.


— Теперь у нашего речного порта как никогда может открыться хорошая перспектива, — оценивает возможности руководитель. — Строительная отрасль на подъеме, предприятиям нужно много песка и гравия. Мы его добываем в реке, карьерах. Только на одну баржу, к примеру, входит более 300 тонн груза. Это же выгодные перевозки для всех! Запасов такого строительного материала в Немане достаточно, река не пострадает от его добычи.


Но как себя поведет быстрый Неман, когда на нем появятся гидроэлектростанции? Как скажется уровень воды на судоходстве, работе речного порта? Представитель Центрального научно–исследовательского института комплексного использования водных ресурсов Владимир Корнеев убежден, что перепад высот между верхним и нижним уровнем плотины составит 9 метров. А учитывая, что до Гродно от места строительства Немновской ГЭС 20 километров, то на всем этом участке вода повысится, причем в черте города — примерно на метр.


— О таком подарке речники могут только мечтать, — Александр Маскалевич показывает в сторону Немана. — Уровень воды станет таким, как сейчас при паводке. Ничему это не грозит, берега выдержат. А судам будет раздолье. Если, конечно, нас не закроют глухими плотинами...


Кстати


Еще в конце ХIХ — начале ХХ века воды Немана рассекали частные теплоходы «Русалка», «Орел», «Барон Гинзбург». «Русалка» трижды в неделю совершала рейсы по реке от Гродно до Мостов, пользовались популярностью прогулочные экскурсии до Друскининкая и обратно. Здание Гродненского речного порта построено в 1905 году. Оно и теперь исправно служит водникам. Вокзал и причал для речных судов появились на два десятка лет позже.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter