Разведгруппа, пытки фашистов и спасение за день до казни

Вася-великан

Одна из улиц Лиды и деревни Докудово носит имя Василия Рыбиновского — легендарного разведчика, командира партизанской спецгруппы, который в 1943 году был заброшен на Лидчину 
и вел разведывательную работу в тылу противника

Когда началась Великая Отечественная, уроженцу деревни Новая Великолукского района Калининской области Василию Рыбиновскому было двадцать шесть. К тому времени он уже отслужил в рядах Красной Армии, окончил училище МВД, получил звание младшего политрука, стал членом Коммунистической партии и работал в Великолукском горотделе милиции.

С первых дней войны ушел в отряд народного ополчения Великих Лук, ставший костяком будущего партизанского отряда, там воевал до конца 1942 года. Затем был направлен в спецшколу по подготовке кадров для работы в тылу врага, а вскоре поступил в распоряжение разведотдела Калининского фронта.

28 января 1943 года старший лейтенант Василий Рыбиновский в качестве командира разведгруппы был переброшен в тыл противника в район населенного пункта Докшицы.

По воспоминаниям заместителя начальника спецгруппы разведки особого назначения Андрея Панарина, разведгруппа Рыбиновского собирала сведения о передвижении живой силы и техники противника по железным дорогам в районе города Лиды и передавала эти сведения штабу Западного фронта и командованию партизанского отряда «Искра». Статного плечистого командира группы соратники не зря называли Вася-великан: по воспоминаниям очевидцев, он был очень высоким и невероятно сильным.

…В июне 1943 года начальник спецгруппы направился в Лиду для выполнения спецзадания, но был задержан фашистами и брошен в лидскую тюрьму. Преданные друзья-товарищи сумели вытащить Васю-великана из лидской тюрьмы за день до казни после 56 дней голодовки и истязаний. Невероятный побег, достойный приключенческого романа, со спаиванием охраны, перепиливанием решетки, переодеванием!..

После освобождения из тюрьмы разведчик тайно длительное время восстанавливался на хуторе Ивана Сымановича у деревни Петры Докудовского сельского Совета — в месте явки подпольщиков и партизан, связанных с Рыбиновским по совместной работе. А потом вновь вернулся в строй — молодость и сила победили! 

И погиб по иронии судьбы на этом же хуторе в январе 1944-го. Сюда заявились бандиты-антисоветчики, которые убили Васю-великана, хозяев хутора и их дочь Веру. Хутор сожгли. Тела погибших сельчане захоронили на кладбище деревни Петры.

В 1967 году, по воспоминаниям Елены Балбатуновой, младшей из Сымановичей, которая ухаживала за могилой Рыбиновского и своих родных, останки командира разведывательной группы старшего лейтенанта Рыбиновского по решению районной власти перевезли и похоронили в деревне Докудово, возле обелиска, установленного в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны. 

Сестра Нина, братья Николай и Яков Рыбиновские на месте захоронения брата в Докудово.

О подвигах Васи-великана рассказывали легенды, но почти четверть века после войны никто на Лидчине не знал… его фамилии! Поиском занимались работники Лидского краеведческого музея, школьники. И у героя появилась фамилия. Она вписана на гранитной плите обелиска в память о погибших земляках в Докудово, в названиях улиц и сердцах лидчан.

За образцовое выполнение заданий командования в тылу противника и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Рыбиновский посмертно награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. А решением исполкома Лидского горсовета 2-я Красноармейская улица города Лиды была переименована в улицу Рыбиновского. В честь разведчика также названа улица в деревне Докудово. В Лидском историко-художественном музее и музее «Истоки» Едковской средней школы есть содержательные экспозиции в честь легендарного Васи-великана: письма, фотоснимки, документы, воспоминания.

Рассказывает Елена Балбатунова (Сыманович), жительница Лиды:

— Когда я иду по улице Рыбиновского, то вспоминаю не только о Васе-великане, но и о моей семье, которая пострадала за связь с ним и партизанами. Война осиротила меня: в ту жуткую январскую ночь 1944-го я лишилась родителей, сестры и крова. Мне было всего семь лет, но события той кровавой ночи не дают покоя до сей поры.

Наш отец Иван Михайлович, старший брат Володя и сестра Вера были партизанскими связными бригады имени Кирова. А родительский хутор стал местом явок и встреч партизан. На такую встречу и пришел Василий Рыбиновский вместе со связной из Лиды. Видимо, кто-то сообщил «белым», что он у нас, потому что вооруженные люди целенаправленно пришли в хату за ним. Вася-великан выбросил их в сени и выбежал сам. Потом раздались выстрелы и позже папин крик: «Паночки, не убивайте! У нас же дети…» 

Мы с сестрой Галей видели в окно, как отъезжали «белые». Сестра Вера вышла во двор. Ближе к дому лежали убитые папа и мама, а возле сарая — Рыбиновский. Через какое-то время бандиты вернулись на хутор и стали его грабить. Нам приказали собираться и садиться на повозку, мол, повезем всех к солтысу. Вера держала меня на руках, однако ей приказали остаться.

Где-то на полпути к солтысу со стороны нашего хутора послышались стрельба, взрыв, занялось зарево. Люди со всей округи поспешили на пожар, примчался брат Володя с другими партизанами. Мертвое тело моей любимой старшей сестры нашли в новом доме возле печи. От хутора же остались только стены старого дома и обгоревший новый дом.

Родные Рыбиновского у памятника в Докудово.  Июнь 2019-го.

Маму, папу, Веру и Василия Рыбиновского похоронили на кладбище в Петрах. Сколотили две домовины: в одной лежали родители и сестра, в другой — Василий Рыбиновский. Могилы выкопали недалеко одна от другой. Когда хоронили убитых, было много людей. Меня на руках держал партизан Глухарев, чтобы не плакала и не рвалась к родителям и сестре, отвлекал как игрушкой зеркальцем…

Я прожила насыщенную жизнь, воспитала дочь, горжусь внуками, которые стали военнослужащими. Для нашего рода слово «мир» имеет особое значение.

С  шестидесятых годов прошлого столетия почти каждый год в Лиду приезжают родственники Василия Рыбиновского. Прежде — сестры и братья, а не так давно в Беларуси побывали его внучатые племянники с Алтая и из Великих Лук: Петр, Василий, Дмитрий и Сергей Рыбиновские со своими детьми.

— Приехали с портретом дедушки, живыми цветами, — рассказывает жительница деревни Докудово Светлана Огарко, которая встречала гостей. — Трепетно поклонились месту захоронения героического предка в Докудово, взяли горсточку земли с могилы и долго-долго молчали. Я рассказала им все, что знаю о Василии Андреевиче и слышала из первых уст от очевидцев тех событий.

Представителей нового поколения рода Рыбиновских встречали в Едковской средней школе, где фамилия Рыбиновского звучит особенно часто: в школьном музее собрана богатая экспозиция о разведчике. 

— Из рассказов Рыбиновских мы узнали, что в их большой семье было девять детей, почти все воевали, — делится Татьяна Марцевич, руководитель историко-краеведческого музея «Истоки» Едковской средней школы. — Но с войны не вернулся только Вася. Из его родных братьев и сестер нынче жива только одна сестра. Для семьи Рыбиновских путешествие в Беларусь к местам сражений и гибели Василия — знаковое событие и дань уважения его памяти.

И для едковских школьников встреча с представителями рода Рыбиновских — неординарное событие. Здесь с интересом изучают живую историю, ведут поисково-исследовательскую работу, принимают участие в акциях, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

На улице имени разведчика идет мирная размеренная жизнь, ради которой и пожертвовали своими жизнями Вася-великан и еще сотни тысяч таких же парней и девчонок, вставших на защиту Отечества. Их подвиг — словно ниточка, протянувшаяся от прадедов к правнукам, которая не позволяет забыть то, что было, и ценить то, что есть.

infong@sb.by


Фото из архива Лидского историко-художественного музея и музея Едковской средней школы
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter