Источник: Знамя юности
Знамя юности

Нужно ли помогать взрослым детям или лучше отпустить их в свободное плавание

Вася, надень шапку

Все дети мечтают быстрее вырасти и стать самостоятельными. Да и многие родители с нетерпением ждут того времени, когда смогут пожить «для себя». Но вот уже и школьные годы позади, и институту помахали рукой, а статусом «стал на ноги, живу на собственную зарплату» могут похвастаться далеко не все. Нужно ли помогать взрослым детям или лучше отпустить их в свободное плавание? Спорить на эту тему журналисты Мария Зубкова и Виктория Крупенькова начали еще на планерке.


Маша: Через пять лет дочке стукнет 18. Не могу представить, как дам ей чемодан в руку и выпровожу за дверь: «Все, Дашуня, теперь ты живешь сама». Где и на что? И как же образование? В редких случаях верна формула «совершеннолетние = взрослые». По паспорту так, а в реальности начинается тот самый период, когда родительская поддержка нужна даже больше, чем в садовском возрасте. Только она должна быть не прямолинейной, а, скорее, невидимой. Фразу «Вася, надень шапку!» придется забыть до рождения внуков.

Вика:
Наверное, у каждого из нас есть знакомый, который в свои 30 с хвостиком не спешит слезать с родительской шеи. Каждое утро, пока лифт едет с девятого этажа на первый, соседка по тамбуру жалуется мне на своего великовозрастного сына. Мол, живет с ней, постоянной работы нет, единственный заработок – редкие гонорары за опубликованные рассказы (парень окончил филфак и считает себя писателем). Из «коммуналки» оплачивает только интернет, зато ночные набеги на холодильник совершает регулярно. Однажды в ответ на ее пламенную тираду я в шутку предложила разделить полки с продуктами. От такого дерзкого совета соседка, кажется, опешила. А затем неожиданно взорвалась: «Что я за мать, если собственному ребенку колбасы пожалею!» А то, что у ребенка уже давно выросла борода, – это, видимо, не аргумент.

Маша: Скорее всего, твоя соседка сама колбасы той не съест – последний кусочек сыну. Но я все же больше на ее стороне, нежели пойму любую другую маму, которая закроет продуктовый шкаф на замок. Другой вопрос – как воспитывать детей, чтобы им хотелось брать у родителей как можно меньше.

Вика: Итальянский министр государственного управления и инноваций Ренато Брунетта предлагал решить эту проблему радикально – принять закон, обязывающий молодых людей старше 18 жить отдельно. «У бесплатной жизни в родительском доме тоже есть своя цена, – уверял он. – Это ежедневный контроль – эмоциональный, социальный и финансовый. Так вы никогда не станете самостоятельными». Я, конечно, не столь категорична. Но, например, никогда не понимала абитуриентов, которые идут на поводу у родителей и выбирают вуз по принципу «неважно какой, главное, чтобы поближе к дому». Жизнь и учеба в другом городе – это прекрасная возможность хлебнуть взрослой жизни, со всеми ее радостями и проблемами. Вот ты, Маша, никогда не завидовала однокурсникам, которые после пар возвращались в общагу, в то время как ты, коренная минчанка, ехала домой к родителям?

Маша:
Конечно, в общежитии были неоспоримые плюсы – одолжить у соседей конспект по античной литературе, попытаться полюбить артхаус и научиться готовить десять блюд из роллтона. Так что несколько поводов для зависти все же было. Но вернемся к самостоятельности: не думаю, что вдалеке от родного дома вчерашние дети резко становятся взрослыми. В той же общаге пару раз отмечали дни рождения за столом, полностью накрытым мамиными ссобойками – даже картофельное пюре ехало из Брестской области. Вряд ли Брунетта имел в виду такую самостоятельность, когда говорил о раздельном житье-бытье. И уж тем более он едва ли может представить ситуацию, когда родители полностью снаряжают студента в город: в одну руку сумку с котлетками, в другую – постиранное белье. Да, и обязательно деньги на карманные расходы – стипендии ведь чаще всего не хватает на самые нужные траты: проезд, столовку и интернет.

Вика: Открою тебе страшную тайну (только тсс!). Я и сама курса до третьего возила мамин суп в стеклянной банке по маршруту Молодечно  –  Минск. Самостоятельность – это ведь не только пюре, которое ты приготовил собственноручно из картошки, купленной на свои честно заработанные. Главное, чему учит жизнь вне дома, это умению выстраивать отношения с другими людьми, решать проблемы, искать компромиссы, не надеясь на то, что мама придет и все разрулит. Это очень ценные навыки и для будущей работы, и для семейной жизни. Иногда мне кажется, что многие ребята были бы не прочь избавиться от родительской опеки, да только мам такой поворот отнюдь не радует: «Зачем тратить деньги на съемную квартиру? Чем тебе дома плохо?» Как думаешь, почему родители так цепляются за своих выросших детей и боятся отпускать их в свободное плавание?

Маша: Специалисты тебе ответили бы, что тут и генетическая память срабатывает (сыновей-мужей теряли на войне), и страх одиночества, когда боишься стать ненужным, и проецирование своей судьбы на жизнь ребенка – «живу только ради него». Но ты знаешь, иногда мама звонит мне в полночь, чтобы спросить: «Как ты съездила в командировку, уже дома или еще в маршрутке?» И я не ищу в этом какой-либо патологии. Просто для родителей дети всегда остаются детьми, сколько бы лет им ни исполнилось.

КОМПЕТЕНТНО

30 лет – оптимальный возраст, чтобы начать жить отдельно

Почему повзрослевшие дети не спешат покидать родительский дом, а мамы и папы – оправлять их на вольные хлеба?

С этим вопросом мы обратились к начальнику психологической службы Белгосуниверситета, практическому психологу высшей категории Руслану Попку.


Одна из причин в том, что в славянских странах жить вместе с родителями не считается чем-то зазорным – наоборот, у нас в почете большие крепкие семьи, когда все живут в одном доме, деля радости, горести и обязанности, уверен специалист:

– Что касается родителей, то за нежеланием отправлять детей на съемную квартиру чаще всего стоит страх одиночества – они боятся почувствовать себя ненужными, беспомощными, оторванными от жизни. Кроме того, чтобы отпустить сына или дочь в свободное плавание, нужно пересмотреть отношения в семье и признать наконец своих детей взрослыми людьми, которые имеют право на личную жизнь, собственное мнение и ошибки. Не все оказываются к этому готовы.

Если говорить о детях, то в последние годы возраст взросления сместился к 30 годам: продолжительность жизни выросла, а вместе с ней – и период зависимости от родителей. Если раньше в 15-16 лет ребята шли работать на завод и трудились наравне со взрослыми, то сейчас многие только заканчивают учиться ближе к четвертому десятку. Мне кажется, 30 лет – это оптимальный возраст, чтобы отделиться от родителей. Есть даже такое понятие – «скандинавский подход к жизни»: это когда до тридцати ты занят учебой, карьерой и развитием, а после – отделяешься от родителей и создаешь собственную семью.

Моя работа связана со студентами, и я хорошо вижу разницу между теми, кто живет в общежитии, и теми, кто не покидал родительский дом. У первых больше жизненного опыта, они легче решают проблемы. Но к 30 годам все сравняются, поэтому я не стал бы говорить, что жить с родителями – плохо, а отдельно – хорошо. Это просто два разных пути.

zubkova@sb.by, krupenk@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter