Васька Ходас, он же Чунча-Барабанча

Главные роли в «Белых Росах» могли сыграть трое близнецов

Главные роли в «Белых Росах» могли сыграть трое близнецов

Фильм Игоря Добролюбова «Белые Росы» вошел в золотой фонд советского кинематографа. Его сотни раз демонстрировали на большом экране, транслировали по телевизору… Но знакомая многим из нас до мелочей картина могла быть иной. В главных ролях снялись бы другие актеры, на пленке появились бы другие эпизоды… Каким же мог оказаться этот легендарный фильм?

Неснятые актеры

Начнем с того, что по сценарию трое братьев Ходасов – Васька, Андрей и Сашка – должны были быть близнецами.

— И уж как мы намучились с их поиском, словами не передать, — вспоминает второй режиссер фильма Олег Бирюков. — Специально для этого ездили, например, в Питер. Там в здании у Витебского вокзала размещался Всесоюзный клуб близнецов. Тройняшек хватало, но сколько мы их ни смотрели, пришли к выводу: близнецы – это близнецы, а актеры – это актеры.

Так что, как ни хотели придерживаться буквы сценария, от задумки пришлось отказаться. Братьев сделали просто погодками.

На роль Васьки в итоге подошел Николай Караченцов. Хотя в списке актеров, которых планировали на пробы, значились Михаил Кононов, Валерий Золотухин, Александр Михайлов, Евгений Стеблов…

— Кононову предлагали потом роль Сашки, но он наотрез отказался, сказал: или Васька, или ничего, — поясняет Олег Бирюков.

Вернувшегося с золотых приисков Мишку Киселя, воплощенного на экране Станиславом Садальским, мог сыграть Георгий Бурков, а почтальоншу Верку, представленную Натальей Харахориной, — Наталья Андрейченко.

Но самым большим открытием для многих, наверное, станет тот факт, что в роли старика Ходаса вместо Всеволода Санаева мог оказаться знаменитый комик Юрий Никулин.

— Это неудивительно, ведь фильм изначально снят в жанре комедии. В результате же, несмотря на множественные смешные эпизоды, он получился с глубоким смыслом, — резюмирует Олег Бирюков.

Кстати, на съемочной площадке присутствовал и абсолютно нестандартный актер – аист, занятый в большом количестве сцен. Птицу привозили из Гродненского зоопарка, а в штат группы входил специалист-орнитолог.

Вырезанные сцены

Из фильма полностью исчезли гэги соседей-сельчан Кулаги и Струка. Например, в одном из эпизодов они должны были поссориться из-за петуха Струка и бросаться друг в друга яйцами: «Его только на страусов напускать, елки-моталки! – кричал Кулага. – Куры как куры были, весь год яйца не переводились, завел этого хахеля – в день и то с горошину… И хоть бы утомлялся, зараза! С одной на другую перелетает… Своих, гад, не трогает».

Намного подробней была в фильме линия Сашки, возвращающегося с Курил, где он «зашибал деньгу». К примеру, после сцены землетрясения и погребения под развалинами домика должен был последовать эпизод с увольнением. «Прошу уволить меня с острова по состоянию здоровья. Не могу. Ходас» — такое заявление Сашка подал директору рыбкомбината. И тот пригрозил ему: «Вернешься — только грузчиком возьму».

Была также сцена в аэропорту. Рейс задерживался, и Сашка обратил внимание на коренастого сибиряка, перекусывавшего бутербродом с… бутылкой водки. Когда его хотели забрать милиционеры, в бутылке оказалась простая колодезная вода. «Ну а зачем же ты возишь ее с собой? Вон ведь вода», — указали ему мраморный фонтанчик неподалеку. «Она с железом. Не хочу, чтобы у меня внутри железо было», – аргументировал сибиряк.

Вырезали также картинку приезда Сашки в отселенную уже деревню. Повсюду виднелись полуразобранные хаты, валялись изогнутые велосипеды, дырявые корыта, рваные сапоги… У колодца он внезапно столкнуся с Васькой. «Где батька?» — спросил после первых бурных приветствий Сашка. А Васька ему: «На кладбище». — «Когда?» — у Сашки потемнело в глазах. «Да ты что? Это он пошел место себе вышибать! На будущее! По блату хочет похорониться!» И тогда они вместе сели в пыли на дорогу и захохотали.

А еще через весь фильм проходила тема разговоров старого Ходаса с солнцем. «Притомилось, бедняга, — шептал он ему. – Я думаю: день велик. Отдыхай уж… Хотя где там? Земля, как куриное яйцо. Американцев, значит, греть пойдешь? Давай, давай… И им надо. И там, наверное, есть люди, которые ждут тебя и любят».

Причем старый Ходас в конце фильма умирал. Он взял в руки Васькину гармонь и на восходе солнца, перебирая клавиши, затих, наблюдая за колонной бульдозеров и тракторов, идущих сносить деревню.

Нюансы и изменения

По сценарию Кисель вообще-то первоначально совсем не на золотые прииски уехал, а сидел 5 лет на зоне за убийство односельчанина Митьки Панкратова, о котором в фильме нет ни слова. Вот как Кисель описывает, что произошло: «Я его только толкнул, а он сам виском об угол ударился».

— Но мы решили убрать слишком темные краски его биографии, — рассказывает сценарист фильма Алексей Дударев. — Ведь фильму надо было еще и цензуру пройти. То же самое, например, в картине со спиртными напитками. Когда старый Ходас пьет в кухне со своими сыновьями пиво, разве это правдоподобно? Понятно же, что на столе стояла бы водка.

Когда разрушился домик Сашки на Кунашире, «в живых» должен был остаться еще и телевизор, и оттуда прозвучать отрывок из песни Пугачевой «Арлекино».

— Зато Пугачева появилась там, где Васька играет в буслянке ее песню «Миллион алых роз». Кстати, очень долго думали, что же ему лучше исполнить. Пробовали много мелодий, например польку, — говорит Алексей Дударев.

В сцене, где старый Ходас идет получать ордер, женщина-депутат должна была попросить его: «Поблагодарите за заботу и внимание». — «Кого? Тебя, что ли?» — «Нет, партию и правительство». А еще женщина сообщала, что новый микрорайон назовут Белые Росы, а улицу – Белоросинской.

А вот как в сценарии объясняется, почему у Васьки кличка Чунча-Барабанча. Он сам рассказывает это милиционерам, подвозящим его в машине до дома: потому что Андрея звали Бара, Сашку — Банча, а его, Ваську, — Чунча. Ну а потом все название к нему одному приклеилось.

Там же, в машине, выяснялось, что Ваську недавно за опоздание уволили с городской работы: мол, утром услышал, что у соседа идет передача «С добрым утром», которая только по воскресеньям, и расслабился. А оказалось, что тот на магнитофон записал.

В знаменитой сцене лечения кирпичом Тимофей должен был сказать не «Ну и белый ты, Федос, как попадья», а «худой, как Кощей». Но, видимо, поскольку Санаев все-таки актер не из самых худых, фразу пришлось поменять.

— Кстати, эта сцена была дописана мной позднее по просьбе Добролюбова, – поясняет Алексей Дударев.

И, наконец, любопытно, что жену Андрея первоначально называли не Коброй, а Камбалой.

Байки вокруг фильма

* Алексей Дударев: «Сколько я ни встречался с людьми, почему-то думают, что Белые Росы – это реально существовавшее название. И поэтому все считают себя вправе распоряжаться им, как хотят. Хотя такого нигде не было в истории, это моя авторская выдумка. Белые росы – как раз те самые росы, которые возникают ближе к осени, когда днем еще достаточно тепло, а ночью уже холодно, и вот по утрам выпадает на лугу такая плотная мучнистого цвета влага. У меня было несколько конфликтов по поводу прав на использование этого названия. И как-то пока у нас не хотят платить отчисления, даже самые скромные. Например, одно из предприятий хотело выпускать водку «Белые Росы». Заплатить авторские они не заплатили, предпочли изменить название на похожее. А еще «Белыми Росами» хотели назвать сеть магазинов. И опять же, несмотря на мои самые скромные притязания, выбрали изменение вывески».

* Олег Бирюков: «Одна из самых трудных сцен для Николая Караченцова была та самая знаменитая буслянка, в которой он играл на гармошке «Миллион алых роз». Дело в том, что актер страшно боялся высоты и не решался лезть в гнездо. Я ему тогда говорю: смотри, вот сейчас я попробую. И забрался. Тогда уже и он говорит: ну раз ты смог, то и у меня получится!»

* Алексей Дударев: «Работа над фильмом для всех была праздником, чем-то вроде Нового года. И когда все закончилось, конечно, было грустно. Помню, как Санаев и Новиков озвучивали свой последний эпизод. И вот озвучили, Добролюбов спрашивает у меня: «Есть какие-нибудь замечания?» Я говорю: «Нет». Игорь Михайлович тогда: «Значит, все, работа закончена». Не успел он это сказать, как Санаев и Новиков бросились и стали упрашивать: вот давайте еще по-другому, давайте так попробуем сделать и эдак. И всем было понятно: они просто не хотели расставаться с этой атмосферой и с этим фильмом, им хотелось продолжить над ним работу хоть на чуть-чуть».

* Олег Бирюков: «Станислав Садальский на съемках постоянно хохмил. Например, в гостинице, где все мы жили, подходил к чьей-нибудь двери, опускался низко на коленки и стучал. Человек открывает – никого нет. И тут снизу сюрприз: «А вот он я!»

* Олег Бирюков: «Киноляпов в «Белых Росах» почти нет. Единственное, что припоминаю: в сцене, где дочь Васьки Галюня прибегает с куклой к Киселям, по улице она бежит в длинных носках, а внутри уже в коротких. Так получилось – одну сцену в павильоне снимали, а вторую на натуре, с промежутком в несколько месяцев, вот и пропустили».

* Олег Бирюков: «Как снимали землетрясение? В павильоне. Декорации домика поставили на несколько рядов автопокрышек, и в нужное время рабочие начали качать их со всех сторон. Потом, кстати, один человек, который переживал подобные вещи, сказал: «Как это у вас получилось? Так правдоподобно, словно на самом деле…»

Из альбома фотопроб:

 
 Ваську Ходаса в фильме сыграл Николай Караченцов...
 
 
 ...но пробовался на эту роль и белорусский актер Анатолий Терпицкий...
 
 
 ...а также Владлен Бирюков.
 
 
 Федоса Ходаса на экране воплотил Всеволод Санаев...
 
 
 ...но мог им стать и белорус Павел Кормунин...
 
 
 ...или Лев Дуров.
 
 
 Роль Сашки получил Геннадий Гарбук...
 
 
 ...но в альбоме фотопроб сохранилось и фото Александра Денисова.
 
 
 Жену Андрея сыграла Ирина Егорова...
 
 
 ...хотя пробовались на роль и Антонина Лефтий...
 
 
 ...и Галина Вевер.
 
 
 Таким был в фильме сержант милиции...
 
 
 ...но представить его мог и Геннадий Давыдько.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter