Васильки наших полей

Представляем совместный российско–белорусский проект «Букет для славянки»

Представляем совместный российско–белорусский проект «Букет для славянки»


Участники проекта — Павловопосадская мануфактура и государственное учреждение «Культурно–исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Павловопосадская мануфактура — предприятие единственное в своем роде. Нигде в мире больше не производят платки с набивным рисунком. Сейчас изготовление павловопосадских платков считается народным промыслом. С главным художником предприятия Виктором Зубрицким мы встретились в отделении народных промыслов Союза художников России.


— Что из себя будет представлять российско–белорусский проект «Букет для славянки»?


— В наборе — коллекция павловопосадских платков и шалей «Цветы России» и коллекция народных белорусских костюмов из платочного материала. Их выполнит Нина Бобрович, мастер культурно–исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Сейчас в Беларуси, в Раубичах, проходит наша выставка «Цветы России», она имеет большой успех. А в Витебске с таким же успехом проходит камерная выставка шалей и костюмов из коллекции «Возвращение к истокам». В Витебске мы встретимся со зрителями в этом году еще раз во время «Славянского базара», тогда будет представлено около 20 костюмов из коллекции «Возвращение к истокам» и шали из коллекции «Цветы России».


— Сколько художников будут работать над «Цветами России»?


— Шесть. «Цветы России» делаются на основе коллекции, с которой мы уже номинировались на премию Союзного государства за 2011–2012 годы, но не набрали голосов. Коллекция «Цветы России» будет состоять из 90 платков и базироваться на павловопосадских традициях. Нашей мануфактуре уже 215 лет. Павловопосадский платок был и в царское время, и в советское. У нас есть целые серии платков, посвященных Москве, Петербургу, Павловскому Посаду, Павловску. Уже готов рисунок для платка, посвященного 200–летию Бородинской битвы и победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В разработке находится платок, посвященный Вохонскому сражению с французами, которое произошло на месте нынешнего города. Поселение оказало отчаянное сопротивление врагу. Этот платок особенно нам дорог...


— Есть ли платки, посвященные Союзу Беларуси и России?


— Да. Это платок «Русь», в нем доминирует красный цвет. Есть платки «Подсолнухи», «Журавушка», «Малиновка»...


— Почему выбрали название «Букет для славянки»?


— На Руси платок — культовая вещь. Молодоженов туго связывали платком, такой союз обещал быть долгим и прочным. У каждой современной женщины наверняка есть платок. Благодаря ему любой костюм становится наряднее. Цветы в Беларуси и России одинаковые — ромашки, васильки, ландыши, георгины, розы. Вот отсюда и название.


— С чего обычно начинается платок?


— Конечно, с идеи. Бывает, что захватившая тема вынашивается художником годами. К примеру, шаль «Рябина» появилась потому, что художника поразила красота рябиновой грозди на снегу...


Сегодня павловопосадские платки интересны прежде всего потому, что создаются художниками–современниками. На фабрике я уже 50 лет, окончил факультет декоративно – прикладного искусства Московского текстильного института, он выпускал дизайнеров для текстильной промышленности. Наш институт окончил Слава Зайцев. Конкурс был 30 человек на место. До поступления в институт я работал копировщиком рисунков на мануфактуре и мой дипломный проект был по мотивам павловопосадского платка.


— Сколько шалей и платков выпускает в год мануфактура?


— В советские времена мы работали по плану, теперь выпуск шалей зависит, насколько они востребованы рынком. Сейчас мы запустили проект «Шали — почтой», он действует и в Беларуси. Кстати, у меня спрашивали, где дешевле приобрести шаль? В Беларуси чуть дешевле...


А теперь слово Нине Бобрович, мастеру государственного учреждения «Культурно–исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина».


— Как пришло предложение поучаствовать в этом проекте?


— Мы познакомились с коллекцией платков Павловопосадской мануфактуры в 2008 году во время «Славянского базара в Витебске» и работы «города мастеров» у нас в центре «Двина». Отзывы были восторженные. Я до этого изучала народный костюм, а платок и так давно любила. И родилась идея организовать совместный проект и показать место павловопосадского платка именно в белорусском костюме, который носили на Витебщине.


— Что за костюмы носили в старину в Беларуси?


— Жилетки, сарафаны, передники, юбки с жилетками бытовали и в России, и в Беларуси. Павловопосадская мануфактура предоставила мне лоскут, а я приступила к созданию коллекции костюмов, используя ткани Оршанского льнокомбината, который является крупнейшим в Европе.


— В какой технике будут шиться костюмы?


— В технике лоскута с вкраплением павловопосадских тканей. Лен, шерсть хорошо сочетаются с платками. У наших традиций — общеславянские корни. Павловопосадский платок виден издалека. Даже если он шелковый или на нем изображены не розы. На пограничных территориях Беларуси и России народные костюмы принципиально не отличаются. Псковщина схожа с Витебщиной.


— Когда вас заинтересовал народный костюм?


— Я окончила художественно–графический факультет Витебского педагогического института. В Лепеле, откуда родом, изучала ткачество и народный костюм. Окончила аспирантуру Академии наук Беларуси по искусствоведению и этнографии фольклора.


— Кто будет шить?


— Я шью сама. Что касается вышивки, изготовления бижутерии, которые усиливают богатство костюма, помогать мне будут мастера нашего центра.


— Насколько мне известно, «Букет для славянки» будет выдвигаться на премию Союзного государства. Когда будет готова коллекция?


— К Дню Союзного государства на «Славянском базаре в Витебске».


Татьяна Хорошилова


sh@ rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter