Василий Жарко:

«Решать в пользу больного»

«Решать в пользу больного»


С ежегодной «прямой линии» в редакции «СБ» министр здравоохранения Василий Жарко уходил с целым конспектом — фамилии, адреса, телефоны, истории болезни: «А что вы думали? Я ведь сюда не разговоры вести пришел — помогать». Поэтому большинство читателей, которым удалось в тот день дозвониться, слышали в трубку деловито–короткие «разберемся», «поправим», «решим». Наверняка к моменту выхода печатной версии этого диалога все вопросы действительно уже будут сняты, но есть среди них и такие, которые интересны не в частности — вообще. Сегодня именно их мы предлагаем вашему вниманию.


Положено — значит положено


— Василий Иванович? Это вас Осиповичи беспокоят, фамилия моя Соловьев. Дважды оперировался по поводу позвоночника, парез правой ноги, синдром перемежающейся хромоты, болевой синдром — в общем, долго перечислять. Была сначала II группа инвалидности, сейчас дали третью, и то с натяжкой. Работать не могу, сейчас в РНПЦ травматологии и ортопедии думают, делать ли операцию. Говорят: ничего не обещаем, пока можете — ходите. Что вы мне посоветуете?


— А если вам дадут II группу, что изменится, вам будет легче?


— На 400 тысяч рублей пенсии мне никак не прожить, поймите, а там все–таки льгот побольше.


— Дам команду, пусть еще раз в МРЭК посмотрят — может, не районной, а областной, может, на республиканский уровень вас уже надо направить. Но вы поймите: решение здесь принимает не министр, а специалисты, комиссионно. Инвалидность определяется по наличию так называемых ограничений жизнедеятельности — в общении, работе и т.д. Врачи будут в первую очередь смотреть, каково ваше состояние на сегодняшний день, какой прогноз на будущее, возможна ли реабилитация. Моя позиция всегда такая: есть сомнения — решайте дело в пользу больного. Нет оснований — доходчиво это объясните. Мы должны быть объективными, положено — значит положено.


— Алло! Моя сестра, мать троих детей, вынуждена делать УЗИ в коммерческом центре за бешеные деньги, потому что в Березовской райбольнице, говорят, плохой аппарат и нет толковых специалистов. Это нормально?


— У меня другие сведения. В Березовской ЦРБ ультразвуковые исследования выполняет специально обученный врач, имеющий первую квалификационную категорию и 16 лет стажа, а аппарат УЗИ — среднего класса, с дополнительными приставками, которые позволяют обслуживать гинекологических больных и беременных женщин. Плановое УЗ–исследование проводится по направлению акушера–гинеколога в течение 7 — 9 дней. Кроме того, еще один врач больницы владеет методикой проведения ультразвуковых исследований, и администрация больницы прорабатывает вопрос, чтобы обучить дополнительного специалиста.


— Пенсионер, звоню из Бобруйска. У меня к вам два вопроса. Первый. Страдаю от постоянно обостряющейся язвы 12–перстной кишки. Хочу выяснить, есть ли у меня в желудке бактерии хеликобактер пилори. Читал в «СБ», что россияне придумали дыхательный тест, который позволяет это установить в течение 30 минут. А у нас почему нет такого?


— Почему же, есть. Дыхательный уреазный тест основан на способности хеликобактер пилори выделять аммиак, который изменяет состав выдыхаемого воздуха. Если нет такого метода в Могилевской области, приезжайте в Минск. С другой стороны, выяснить это можно и другим способом — просто взяв биопсию во время ФГДС, это стандартная процедура. Акцентируйте внимание врача, скажите сразу: «Проверьте меня на хеликобактер». Только подождать придется немного дольше — несколько дней.


— И еще проблема: не могу взять талон на УЗИ. Три месяца ждать надо!


— Советую вам обратиться к главному врачу центральной районной поликлиники Бобруйска, пусть наведет порядок. Я вам официально заявляю: если есть экстренные показания, УЗИ делается без всяких проволочек, в течение дня–двух. Если же срочности нет, то в плановом порядке, придется недельку подождать. Но три месяца — это уже ни в какие ворота, это неправильно.


Вопрос на контроле


— Скажите, почему в Брестском онкодиспансере невозможно сделать маммографию по направлению поликлиники: или аппарат не работает, или нет пленки? И мы еще говорим о профилактике онкозаболеваний!


— Проблема в том, что расходные материалы, необходимые для работы этого рентгеновского маммографического аппарата, — растворы фирмы Kodak — временно отсутствуют, поэтому сервисная служба приостановила его работу, ведь переход на другие растворы может привести к поломке. Но вопрос находится на контроле в облздраве и в скором времени будет решен.


— Василий Иванович, слышала, что через полгода лекарства будут продаваться только по рецептам. А меня, гипертоника, новый порядок коснется?


— Минздрав пошел на такой шаг, чтобы в первую очередь положить конец бесконтрольному самолечению пациентов, которое фактически идет на руку коммерческим интересам фармпроизводителей. Но не бойтесь, это не обернется для вас неудобствами. Мы разрешили выписывать рецепты на лекарства для амбулаторного лечения пациентов с хроническими заболеваниями стабильного течения (за исключением пациентов онкологического профиля, у которых диагностирована III — IV стадия заболевания) при наличии показаний на курс до 6 месяцев. Причем выписывать их может как врач, так и помощник врача.


— «Прямая линия»? Военный городок Степянка на проводе. Раньше наш городок был маленький, а теперь разросся до 15 тысяч человек. Несколько лет назад открыли мини–поликлинику, которая теперь трещит по всем швам. Сколько лет просим детского врача — ничего. Скажите, что планируется в отношении Степянки?


— На этот вопрос вам, конечно, лучше ответят председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома или мэр. Но я вам скажу, что город до 2014 года определил себе большие перспективы. А по проблемным районам, как ваш, принято такое временное решение: в новостройках выделять отдельно квартиру или две, оборудовать там кабинеты участковых терапевтов и педиатров, чтобы принимали по месту жительства и люди не ездили далеко. В поликлинике же останутся все лаборатории и узкие специалисты. Однако я вас заверяю: в каждом микрорайоне в соответствии с количеством жителей будет построена поликлиника!


— Алло! С каждым годом живем все лучше, детей в поликлиники уже возим на собственных автомобилях. Но вот стоянок возле как не было, так и нет. Даже возле республиканского центра «Мать и дитя»! Планируется ли что–либо менять в этом вопросе?


— Конечно. При реконструкции РНПЦ «Мать и дитя» проектно–сметной документацией предусмотрено строительство стоянок. Обратите внимание: с вводом в эксплуатацию второй и третьей очередей центра на его территории появилась хорошая автостоянка.


По существу


— Василий Иванович, вот смотрите: моему ребенку нужно удалить паховую грыжу и подрезать уздечку под языком. Логичнее было бы дать малышу наркоз, его маме — больничный и провести две операции одновременно. Но у нас так почему–то не делают!


— Дело в том, что операции, о которых вы говорите, делают разные специалисты в разных центрах — детский хирург в ДХЦ и челюстно–лицевой хирург в 4–й минской детской клинической больнице. Первая операция требует длительной анестезии, вторая — нет. В порядке исключения и при отсутствии противопоказаний можно провести их одновременно в специализированной многопрофильной больнице. Советую вам в индивидуальном порядке решить этот вопрос после осмотра ребенка специалистами Детского хирургического центра.


— Василий Иванович, я из поселка Друя Браславского района, моей внучке два года назад удалили почку. Инвалидность, пенсия ей положены?


— Если функция другой почки не нарушена и она работает за две, то нет. Удаление почки вовсе не означает автоматическое присвоение группы инвалидности.


— Звонит вам пенсионерка, мне 74 года. Я, Василий Иванович, за платную медицину, но все ведь должно быть в пределах разумного. Скажите, почему у нас у частников пломба на один зуб стоит от 100 до 150 тысяч рублей, а гарантию при этом дают всего на год? Они что, цены с потолка берут? Вы это контролируете?


— Естественно, контролируем. Здесь все зависит от затрат, которые закладывают в калькуляцию так называемые частники — у них и нормы времени, и заработная плата, и стоимость материалов другие, другая и аппаратура, чем в государственных учреждениях. Плюс рентабельность — не более 30 процентов. Вот так и получается солидная цена. Не устраивает она вас — обратитесь в государственную поликлинику: и обойдется дешевле, и гарантию лет на пять дадут, не меньше.


— Объясните, почему в Беларуси не производят вакцины от гриппа? Я, например, китайским не доверяю.


— Знаете, экономический аспект в этом вопросе главенствует. Любой продукт должен быть рентабельным, иначе его проще приобрести в другой стране, согласны? Вопрос производства вакцин у нас только прорабатывается. Поэтому все их разновидности Минздрав закупает за рубежом: в России, странах ЕС, Индии, Китае, на Кубе. Кстати, производство вакцин в Китае освоено давно и ничем не отличается от практики других стран. Вакцина от гриппа зарегистрирована еще в 2004 году, никаких нареканий в ее адрес не поступало. Должен заметить, что прежде чем вакцина поступает на наш рынок, она проходит процедуру государственной регистрации, когда не только изучаются документальные доказательства ее эффективности, но и исследуется в лаборатории ее состав, проводится инспектирование производства с выездом на место. А потом каждая ввозимая серия проходит еще тест на качество и безопасность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter