Василий СТРАЖЕВ: "БГУ становится общенациональным университетом"

Что нужно сельскому выпускнику, чтобы поступить в БГУ? "Ничего, потому что все равно не поступит", - что думала, то и сказала я ректору "самого минского" вуза.
Что нужно сельскому выпускнику, чтобы поступить в БГУ? "Ничего, потому что все равно не поступит", - что думала, то и сказала я ректору "самого минского" вуза. "Нужны знания! - заявил в ответ Василий Стражев. - Ну и смелость, конечно. Вот итоги нынешней вступительной кампании: на 1-й курс самого, как вы выразились, "минского" вуза зачислено не почти 60, как уже бывало, и не 50, а 39 процентов минчан. Большая часть наших первокурсников - ребята из села, небольших городов".

Чего лукавить, главному вузу страны минские абитуриенты всегда были как-то ближе... И в прямом смысле, то есть географически, и в переносном: как ни крути, а уровень знаний у столичных школьников в целом выше, чем у их сверстников из провинции. "Что же, это больше не важно, и теперь приемная комиссия БГУ прежде на прописку смотреть будет, а уж потом в аттестат заглянет?" - напрямую спрашиваю у ректора.

- Конечно, нет! Если минчане составляют 17 процентов жителей страны, это вовсе не означает, что и среди зачисленных на 1-й курс главного белорусского вуза их должно быть не более 17 процентов. Но минские школьники составляли более половины первокурсников. На мой взгляд, это тоже неправильно... 39 к 61 - разумное соотношение, которое сложилось, когда стали известны результаты письменного экзамена. Так что речь, подчеркиваю, не об искусственном отсеве. А о том, чтобы создать равные условия для поступления всем абитуриентам. БГУ - общенациональный университет, и он открыт для всех. В этом году у нас впервые был раздельный конкурс для горожан и сельских выпускников (раньше сельским абитуриентам добавляли 3 балла; кто из них станет студентом университета - во многом зависело от того, насколько успешно сдадут экзамены городские ребята). Теперь конкуренция более честная. Важно и то, что с введением централизованного тестирования окончательный результат перестал зависеть от того, понравился ты экзаменатору или нет. А письменный экзамен показал: в конечном итоге главное - знания.

- Василий Иванович, между тем раздельный конкурс нередко называют дискриминацией по региональному признаку...

- На самом деле это попытка преодолеть географическое неравенство. Причем проблема эта не только для нас актуальна. Скажем, в свое время в США выяснили, что среди студентов элитных университетов нет выходцев из провинции. Ввели для них квоты при поступлении. Через 15 лет квоты отменили, и постепенно ситуация вернулась в прежнее русло, теперь снова думают, как решить проблему... У нас - раздельный конкурс, и хочу обратить внимание на один существенный нюанс: чем больше сельских абитуриентов подадут заявления в БГУ, тем больше им будет выделено бюджетных мест, тем больше у каждого из них шансов поступить. Это не социальное благодеяние. Это социальная справедливость. Мы хотим создать систему, ориентированную на то, чтобы дать возможность учиться в самом престижном вузе страны талантливым детям из всех регионов Беларуси. Если способный ребенок учился в деревенской школе (где физик частенько и за математика, и за физрука) и не имел возможности заниматься с репетитором, почему он не может претендовать на студенческий билет? Может! Более того, в этом году по поручению Президента мы ввели специальный целевой набор на престижные факультеты: юридический, экономический, факультет международных отношений, журфак. И на тот же журфак, к примеру, по сравнению с прошлыми годами пришло вдвое больше сельских ребят. Да, по среднему баллу они порой уступают городским школьникам. Но, как показывает практика, за год все наверстывают и потом учатся ничуть не хуже, а зачастую даже лучше горожан. Вы ж посмотрите, у нас около 75 процентов профессоров-академиков выходцы из провинции. Так что, ребята, не слушайте, если кто говорит, мол, БГУ - не про вас. Смелее!

Экзамен в профиль и анфас

- Нынче столько шума было вокруг централизованного тестирования! Его результаты вас порадовали или огорчили?

- Порадовали-огорчили - это эмоции. Идея себя полностью оправдала. Тестирование в известной степени уравняло шансы школьных озорников и любимчиков. Знаете, три года назад, когда результаты ЦТ в качестве оценки на вступительных экзаменах принимали всего-то несколько вузов, его популярность вдруг резко пошла вверх. Почему? Министерство разрешило засчитывать результат теста как оценку на выпускном экзамене. Понимаете, для многих детей очень важно исключить субъективизм взрослых. Другой вопрос, продемонстрировало ли ЦТ уровень подготовки участников? По-моему, нет, поскольку результат тут напрямую зависит от степени сложности теста: легкий - и оценка повыше, сложный - увы... На мой взгляд, ЦТ - очень хороший способ замерить "среднюю температуру" в школе. По сертификатам вполне можно судить о качестве преподавания в различных регионах.

- А вам не кажется, что вступительный марафон оказался нынче слишком длинным? Хотели детям жизнь облегчить, а в итоге экзаменовали с апреля по август...

- Да, есть проблема. И не только эта. К примеру, стало совершенно ясно, что тесты усредняют личность. Не поверите, но из наших лицеистов (которые, если кому интересно, в университет нынче поступали на общих основаниях), да и из записных отличников мало кто сдал тесты на "девятки-десятки", в основном "восьмерки-семерки". Вы думаете, потому, что дети глупые? В том-то и дело, что не глупые, а напротив, весьма неординарно мыслящие! Просто, грубо говоря, не натасканные на стереотипы, которые лежат в основе любого теста. Очевидно, что во всех вузах должен быть профильный экзамен в письменной форме, который позволит абитуриенту продемонстрировать свой кругозор, творческий потенциал, умение мыслить: обычная контрольная для будущих математиков, сочинение для тех, кто поступает на гуманитарный факультет. Кстати, такой экзамен еще и для того, чтобы последний год в школе не прошел под знаком натаскивания на тесты. Абитуриенты должны понимать: мало наловчиться крестики в бланках тестов ставить (хотя это тоже не помешает), нужно еще и за душой что-то иметь. Словом, тут есть что обсуждать.

- А какие изменения возможны в правилах приема в БГУ?

- Радикальных перемен не предвидится. Судя по всему, будет два экзамена в виде тестов (один однозначно по русскому или белорусскому языку, какой второй - пока обсуждается) и профильный в письменной форме. Надеюсь, университет останется в группе вузов первого потока (число которых, кстати, можно бы и сократить), так что в случае неудачи у ребят будет возможность попытать счастья в других учебных заведениях.

Зачем математику таблица умножения

- Будучи министром, вы, помнится, с гордостью говорили о том, что у нас в стране массовое высшее образование: более 350 "мучеников науки" на 100 тысяч населения. Иногда складывается впечатление, что сегодня все задались целью со школьной скамьи переместить чадо на студенческую. Любой ценой...

- Ну, положим, про массовое высшее образование я без гордости говорил, просто констатировал факт. Возможность получить его на платной основе, как ни странно, здорово повлияла на престижность высшей школы. Образование нынче в цене, и это неплохо. Оборотная же сторона выглядит так: выпускники профтехучилищ сегодня производством востребованы недостаточно; статус тех, кто окончил техникум, слишком неопределенный, вот народ и устремился в вузы. Это при том, что среднее специальное образование во всем мире очень ценится, равно как и квалифицированный ручной труд. Но наша промышленность набирает обороты, так что, полагаю, ситуация вскоре изменится. Правда, и учебным заведениям придется меняться. Те же ссузы смогут работать более эффективно в составе или под патронатом вуза. Образовательные центры, где по отдельным специальностям можно и высшее образование давать, - тоже неплохой вариант... Вот я все это говорю, а сам думаю: по большому счету, неважно, какое у человека образование, важно, чтобы он получал от своей работы удовлетворение, мог самореализоваться. Жизненный успех только отчасти зависит от того, есть ли у тебя "корочки". Жаль, осознавать это начинаешь лишь с возрастом... Так что детей, которые рвутся в институт, я понимаю. Понимаю и родителей, которые на трех работах вкалывают, чтобы ребенку учебу оплатить: видимо, ни одна из них радости не приносит.

- Скажите, с тех пор, как вы сами поступали на физфак БГУ, абитуриенты изменились?

- Изменились. Стали умнее, интеллигентнее. По сравнению с нами они куда более образованные. Оно и понятно, лет 10 назад читали, что в каждой второй американской семье компьютер, - невероятным казалось. А сегодня для больших белорусских городов "персоналка" становится реальностью. Все страны, пусть и разными темпами, движутся к постиндустриальному обществу. Беларусь не исключение. Мир меняется на наших глазах (мы просто этого не ощущаем), и меняется к лучшему. А дети сегодня другие, потому что живут в иных условиях. Эти условия требуют иных подходов и к организации учебного процесса и воспитания.

- И как меняются подходы в Белгос-университете?

- Вопросик, однако... Вуз, так сказать, изнутри я последний раз видел 16 лет назад. Вернувшись в университет, обнаружил, что с тех пор, по большому счету, ничего не изменилось. Как ни грустно. Это, разумеется, вовсе не значит, что вуз работает плохо, что снизился уровень преподавания конкретных лекторов, отнюдь. Но дело в том, что конечный результат зависит не только от того, хороший ты лично преподаватель или не очень. Должна быть система. А ее пока нет. Причем не только в БГУ. Постсоветская высшая школа этим вообще практически не занималась.

- Что-то я не совсем понимаю...

- Да о простых, даже банальных вещах говорю. Студент должен учиться сам. Все! Но сформулировать цель легко - реализовать сложно. Ведь чтобы это случилось, профессора и преподаватели должны создать соответствующие условия, а это, в свою очередь, потребует от них немалых усилий, иного подхода к организации работы, если хотите - повышения собственного образовательного уровня.

- Но уж коль вы об этом заговорили, наверняка подвигнете профессорско-преподавательский состав и новые подходы искать, и самообразованием заниматься. А дальше что?

- А дальше у нас есть стратегия развития Белгосуниверситета на 2004 - 2011 годы, займемся ее реализацией. К 90-летию университета программу должны выполнить. Модернизация учебного процесса, основанная на информационных технологиях, займет 7 лет - это минимальный срок. К следующему 2005/2006 учебному году все заведующие кафедрами, начальники учебных подразделений, проректоры и ректор должны подготовить электронный вариант своих лекций, а к 2006/2007 году - разработать методику контроля за самостоятельным изучением студентами материала: чтобы не просто прочитали и забыли, а действительно усвоили. Планируем ввести тесты по всем учебным дисциплинам, систему академических зачетных единиц (кредитов), модульное обучение, позволяющее каждому студенту самому выбирать "траекторию" учебы. А еще мне, к примеру, очень по душе опыт западных университетов, где практикуются параллельные лекции. Это когда в одно и то же время два преподавателя в разных аудиториях читают одинаковый курс. И студенты голосуют ногами - их ведь не обманешь. Год у какого-либо лектора на занятиях пусто, и ему говорят: "Спасибо, вы прекрасный человек, но студентам вы не нужны". Конечно, чтобы все это внедрить, требуется время. Но уже те, кто поступит в БГУ в 2006 году, будут учиться иначе, нежели сегодняшние "мученики науки". Более того, мы сформулируем вполне конкретные требования к выпускникам. Допустим, оканчивает человек матфак. Мы должны быть уверены, что он интегралы умеет брать, дифференцированные уравнения решать, но и элементарные вещи, вроде таблицы умножения, знает и в любой момент это свое знание может на практике применить. А тот, кто на диплом журналиста претендует, просто обязан владеть пером, быстро и качественно писать материал. Это вовсе не означает, что выпускник уже состоялся как специалист, но свидетельствует о том, что азы, без которых в любой профессии нечего делать, он постиг. И нам не стыдно выдать диплом, пусть там сплошные "троечки", а ему не стыдно этот диплом предъявить работодателю.

И ректор - лектор

- Я не ослышалась: ректор тоже должен подготовить электронный вариант лекций?

- Да, тоже. И я уже готовлюсь. Буду вести профильный спецкурс на родном физфаке, а гуманитариям читать про роль науки и техники в развитии цивилизации - это авторская трактовка проблем современного естествознания. А почему вы удивляетесь? Впрочем, прецедентов, когда ректор БГУ поднимался на кафедру как лектор, действительно немного. Но я убежден: ректор обязан читать лекции. Только в этом случае у него есть моральное право требовать от сотрудников творческого подхода к работе.

- Василий Иванович, вы строите планы с таким размахом... Будет ли кому их реализовывать?

- Кадровый вопрос сегодня стоит очень остро. БГУ, увы, не исключение. Средний возраст университетского профессора - 62 года. Но на самом деле не в этом проблема. Беда, что 30 - 40-летних преподавателей мало, смены нет. Почему молодежь потеряла интерес к преподавательской работе? Обычно говорят, мол, платят мало. Если это и объяснение, то верно оно лишь отчасти. Да, стратегия развития университета предполагает планомерное увеличение зарплаты профессорско-преподавательского состава БГУ: планируем, что в 2010 году она составит 200 процентов средней зарплаты в народном хозяйстве. Но плохо, если в вуз устремятся те, кто хочет хорошо зарабатывать. Понимаете, нужно, чтобы преподавание стало интересной работой. А это, в свою очередь, возможно, когда 5 вузовских лет студент проведет не в ожидании диплома, а в атмосфере творчества, поиска - вот тогда он, не исключено, сам захочет создать такую же атмосферу для новых студентов.

- Творческий поиск - это, конечно, замечательно, но давайте вернемся к реалиям. Открываем любую газету частных объявлений и читаем: девушка, владеющая тремя иностранными языками, ищет работу секретарши; юрист (экономист, бухгалтер), 25 лет, рассмотрит любые предложения... Как бы вы оценили степень социальной ответственности вузов за судьбу выпускников?

- Я не стал бы огулом обвинять их в полном отсутствии таковой. Социальная ответственность заключается в том, чтобы гарантировать выпускнику: с полученными им в конкретном вузе знаниями, умениями, навыками он не останется без работы, даже если, скажем, в дипломе записано "юрист". Что касается БГУ, то подготовку по многим специальностям мы намерены максимально приблизить к потребностям рынка, сохранив при этом качество обучения.

Учиться, учиться, учиться?..

- А вообще, обществу нужны специалисты или просто образованные люди?

- Ну как вам сказать... Я знаю много людей, которых с полным правом можно назвать интеллектуалами. Но вот дожил он до 50 лет, спроси: "Что ты сделал?" - а ничего, вся жизнь растрачена на разговоры о возвышенном. Обществу интеллектуалы необходимы, но ориентировать вузы на подготовку чистых теоретиков нельзя. Высшая школа - достаточно прагматична. По классификации ООН она относится к сфере обслуживания, а в этой сфере что важно? Правильно - чтобы клиент остался доволен. То есть вуз должен дать человеку знания, с которыми тот в жизни не пропадет. Это вовсе не означает, что не стоит готовить философов и физиков-теоретиков. Но в данном случае важна пропорция. А пропорция нарушена.

- Учиться нынче модно. Настолько модно, что "вечные студенты" на Западе уже давно ни у кого не вызывают снисходительной улыбки. Там образование можно получать хоть до пенсии: год - в Сорбонне, год - в Йелле, еще два - в Массачусетсе. Хорошо это или плохо? В университетских кулуарах поговаривают, что не за горами тот день, когда и белорусские студенты смогут запросто поехать на год-другой в зарубежный университет. Это правда?

- Студенческая мобильность на Западе - во многом результат высокого уровня жизни. Обольщаться же насчет наших перспектив не стоит еще и вот по какой причине. Ну, скажите, может ли сегодня белорусский студент запросто поехать поднабраться знаний в ближнее зарубежье? Не может. И не только потому, что денег не имеет. Мобильность, которую во времена Союза обеспечивало государство, исчезла, когда он распался. Да что про ближнее зарубежье говорить - попробуйте из Гродно в Минск на год приехать. Так что с малого нужно начинать... Что же до "вечных студентов", то на самом деле не все так замечательно, как кажется на первый взгляд. К примеру, в Германии, где образование бесплатное, немало людей получают диплом о высшем образовании уже в весьма солидном возрасте. И особой радости общество по этому поводу что-то не испытывает. Более того, во многих странах ситуация с "вечными студентами" расценивается как социальный негатив. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы получить отдачу, с другой - у молодого специалиста должно быть достаточно времени для самореализации. Так что, на мой взгляд, один из основополагающих принципов советской школы - человек должен усвоить определенную сумму знаний за вполне определенный отрезок времени - ничуть не устарел. Вуз - не камера хранения.

- Как вы относитесь к предложению увеличить срок работы по распределению до 5 лет? И как, по-вашему, должны складываться взаимоотношения выпускника-бюджетника и государства?

- Если кто думает, что распределение досталось нам от советской образовательной системы и, стало быть, является пережитком, то глубоко заблуждается. Во Франции, например, поступающие на определенные педагогические и медицинские специальности подписывают контракт, в соответствии с которым обязуются отработать 5 лет там, куда направят. Так что ничего предосудительного в государственном распределении я не вижу. Тем более сегодня, когда есть выбор: хочешь быть свободным от всяких обязательств - учись за плату. Получил образование за бюджетные средства, т.е. за наши с вами деньги, будь добр - отработай. О конкретных сроках можно спорить. На мой взгляд, оптимальный - от 3, как было в советские времена, до 5 лет. Тут, я считаю, все должно зависеть от полученной специальности. Ну и коль государство отправляет человека работать далеко от дома, необходимо позаботиться о жилье. Нет возможности предоставить квартиру - дайте молодому специалисту льготный кредит на строительство.

- Сегодня много спорят, нужна ли воспитательная работа в вузах. Одни считают ее возвращением к не лучшим советским традициям, другие - заимствованием удачного зарубежного опыта...

- Если вы полагаете, что любовь к родной стране возникает стихийно, вы ошибаетесь. Воспитательная работа ведется во всех университетах мира. Так что не о том, нужна она нам или нет, стоит спорить. Как воспитать гражданина и патриота - вот о чем, как подчеркивает Президент, нужно думать. Система воспитания в БГУ основана на убеждении: студент должен чувствовать ответственность за свою учебу, за себя. Из бездельника патриота не воспитаешь. Именно поэтому мы делаем ставку на самостоятельную работу, на активное участие студентов в организации учебного процесса, на развитие студенческого самоуправления. Они не должны быть пассивными потребителями информации. Вот тот фундамент, тот базис, на котором воспитывается патриотизм, за счет надстройки тут ничего не получится.

Лавры для бакалавра

- Проект нового закона о высшем образовании предусматривает переход на двухступенчатую систему образования. БГУ - единственный вуз в стране, где ее уже опробовали в экспериментальном порядке. Почему вокруг этого перехода столько шума?

- Потому что нельзя путать введение нового образовательного уровня с сокращением сроков обучения. Это совершенно разные вещи! Все началось с того, что в 1992 году россияне, желая продвинуться в мировое образовательное пространство, решили ввести бакалавриат и магистратуру. В Америке бакалавриат - первая ступень высшего образования, обучение длится 4 года. Возник в известном смысле идеологический вопрос: разве можно приравнять их бакалавра и нашего специалиста, грызшего гранит науки 5 лет? Ни за что! В итоге сделали так: 4 года учебы - и ты бакалавр, 5 - специалист, 6 - магистр. Фактически ввели трехступенчатую систему, аналогов которой нет нигде в мире. А уж потом эту ошибку растиражировало большинство республик бывшего Союза. Кроме Беларуси. Мы не стали вводить непонятный уровень, потому что, если специалиста нужно учить 4 года, значит, давайте будем учить 4 года, требуется 5 лет - учите 5. В проекте нового белорусского закона о высшем образовании дается такая трактовка: первая ступень - специалист, вторая - магистратура (т.е. 5+1 или 4+2). А диплом бакалавра свидетельствует лишь о том, что вы за 4 года усвоили некий объем общенаучных и общепрофессиональных знаний. Чтобы получить диплом бакалавра и право продолжить обучение, нужно сдать экзамены. Диплом этот со временем предполагает возможность в магистратуре пройти специализацию по родственной специальности... Между прочим, мы вот тут охрипли, споря о судьбе бакалавриата, а европейская высшая школа переходит на схему 3+2. Что же, и нам теперь следом? Но ведь специалистов мы в первую очередь для себя готовим, а не для Европы.

- Василий Иванович, ваш прогноз для высшей школы на 5 - 10 лет...

- Лет через семь-восемь даст о себе знать демографическая яма. И вопрос будет не в том, чтобы поступить, а чтобы поступить именно в тот или иной вуз. Ситуация благоприятная для абитуриентов и непростая для высших учебных заведений. Но, думаю, если мы пойдем по пути модернизации учебно-воспитательного процесса - а иначе просто нельзя, - будущее белорусской высшей школе обеспечено. БГУ стал инициатором соглашения, которое заключили классические университеты страны. Будем вместе решать, как повысить качество подготовки специалистов, обмениваться лекторами, учебно-методическими материалами. Что же касается финансовой стороны, то, думаю, государство поможет продержаться на плаву. Ведь за демографическим спадом непременно следует подъем.

- Ну БГУ, положим, никакие демографические катаклизмы не страшны.

- Главному вузу государство уделяет особое внимание. За последние 5 - 6 лет благодаря поддержке Президента значительно укрепилась материально-техническая база университета, отремонтированы учебные корпуса и общежития. Строится факультет международных отношений, на очереди капремонт зданий, где будут располагаться юрфак, военный и гуманитарный факультеты. Все, что сделано, свидетельствует о том, сколь значима роль государства в жизни БГУ и сколь значим он для страны. Вуз был и остается флагманом белорусской высшей школы. Это не только повод для гордости. Это большая ответственность и большое доверие, оправдывать которое нужно каждый день конкретными результатами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter