Василий Ревяко:

«Все должно быть разноцветным»
«Все должно быть разноцветным»

Чего можно ожидать от интервью с удачливым хозяйственником, «кадровым» управленцем, ученым–аграрием, любимцем правительственных делегаций и Героем Беларуси в одном лице? Честно говоря, я предполагала, что мой разговор с председателем сельскохозяйственного производственного кооператива «Прогресс–Вертелишки» Гродненского района Василием РЕВЯКО пройдет в подчеркивающем важность собеседника кабинете. Опасалась, честно говоря, и столь характерных для иных региональных «вершителей судеб» просьб–приказов: «Спросите что–нибудь другое», «Я вам скажу, но вы об этом не пишите». И снисходительные улыбки собеседника во время каждого звонка мобильного телефона, призванные отражать высочайшую степень занятости, каюсь, перед встречей прогнозировала.

Однако, доложу вам, «прорицательница» из меня никудышная! Хотя наша с Василием Ревяко встреча действительно прошла в здании администрации СПК, к которому я подошла, удивляясь чистоте пахнущих цветами сельских улочек (невольно закралась мысль: а не моют ли здесь тротуары с шампунем, как где–нибудь в Монако?). Удивил и Василий Афанасьевич, который принял меня точно в оговоренное время, а не заставил, как это принято у больших начальников местного уровня, «мариноваться» в прихожей в ожидании окончания переговоров с бесконечным потоком сотрудников. И даже сам предложил перейти из рабочего кабинета, украшенного по периметру африканскими статуэтками, в небольшую комнатку без телефона. Да и свой мобильник тоже оставил на председательском столе — чтобы звонки не мешали откровенному разговору.

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Нормальный, обычный человек, очень контактный, не «фанабэрысты», доступный. Стараюсь работать и оправдывать доверие людей и государства. Присвоение звания Героя Беларуси меня нисколько не испортило — не чувствую я себя героем.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— Мои родители были крестьянами, и у меня была мечта приобрести такую специальность, чтобы иметь большее представление о том, чем они занимались. Помогая отцу с матерью на поле и на ферме, я своим детским чутьем улавливал, что многое мы делаем не так, как нужно. Тогда мне очень хотелось почитать специальные книги, чтобы точно знать, как правильно заниматься сельским хозяйством. Рос я в бестолковые 60–е годы, когда не было ни культуры на полях, ни технологий содержания и кормления скота, да и поведение людей оставляло желать лучшего — никто не обращал внимания на то, что работник может быть пьяным, охламонистым и недисциплинированным. Мне очень хотелось все это изменить.

3. В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?

— По–белорусски моя слабость звучит как «вынiк сумлення». То есть я ежедневно мысленно подвожу итог пережитых событий. Если не сделал что–то из задуманного, считаю, что день прожит зря.

4. Чьим мнением больше всего дорожите?

— Специалистов, которые со мной работают, считаю близкими людьми и всегда к ним прислушиваюсь. Может быть, не всегда высказываю свое согласие вслух, но без советов сотрудников, которые в моем мнении сформировались как истинные профессионалы, я просто не представляю свою жизнь и работу.

5. В чем секрет успешного сельскохозяйственного производства?

— Сельскому хозяйству было нелегко. После того как распался Советский Союз, примерно с 1989 года пошли разрушительные процессы — мы просто «прожирали» те машины, механизмы и технологии, которые были созданы до момента развала. И только внимание властей к этой проблеме смогло повлиять на ситуацию. Я знаю, о чем говорю: мне пришлось работать в сельском хозяйстве при знаменитых Пленумах ЦК КПСС, когда постановления и решения рождались и умирали на бумаге. С 1995 года по настоящее время я стал наблюдать реальную помощь со стороны государства в кредитной политике, выделении техники, строительстве жилья на селе, обустройстве агрогородков и во многом другом. А что касается СПК «Прогресс–Вертелишки», наш успех в немалой степени зависит от профессионалов, которые здесь работают. Не хочу хвастаться, но нам удалось вырастить настоящих аграрников–самородков. Кстати, если заглянуть в историю, можно убедиться, что многие процессы в обществе часто зависели от воли одного человека. Но для того чтобы эти процессы были позитивными, необходимо, чтобы каждый осознавал свое место в социуме.

6. Какие проблемы, по вашему мнению, в аграрном секторе пока не решены?

— Считаю, что пока недостаточно вкладываем средств в обновление производства. Ведь мы, аграрии, буксовали практически 10 лет, активно истощая все имевшиеся в нашем распоряжении ресурсы. А возрождение идет не так быстро, как хотелось бы.

7. На что нужно тратить деньги в сельском хозяйстве?

— Просто приведу пример. В 1995 году у нас в хозяйстве было 47 зерноуборочных комбайнов и 98 машинистов плюс 40 обслуживающих машин. На поля выходили толпы людей и машин, собирая при этом 13.700 тонн зерна. Сейчас у нас 11 комбайнов и 11 человек, они дают 28 тысяч валового сбора. Вот на то, чтобы такой прогресс был во всех отраслях сельского хозяйства, и надо тратить деньги.

8. Что можете посоветовать не совсем удачливым хозяйственникам?

— Желание управлять есть у каждого. Бывает, что, потеряв надежду вывести предприятие на рентабельную работу, директор добровольно уходит с должности. Тут же появляются десятки людей, желающих занять его место. И, к сожалению, не потому, что знают точный маршрут выхода из кризиса, а потому, что хотят поруководить, получить «звездный» статус управленца. Мой совет: будьте мужественными перед собой и людьми, точно оцените свои возможности, и, если придется, признайте свою несостоятельность. Уступите дорогу тому, кто сможет принести пользу.

9. Кто хозяин на вашем приусадебном участке?

— У меня есть у дома 3 — 4 сотки, на которых хозяйствует жена. На роль управленца здесь я даже не претендую. Хотя участие в «земляных работах» тоже принимаю — недавно посадил яблоневый сад из 35 деревьев. Остальной участок с легкой руки супруги засажен цветами — это ее хобби. Есть и парочка грядок.

10. Что в вашем понимании интеллигентность?

— Чтобы считать себя интеллигентом, мало быть просто образованным человеком. Надо иметь высокую внутреннюю культуру, быть собранным, следить за процессами развития общества. В отношении с людьми интеллигент должен быть терпеливым и человечным.

11. От кого или от чего устаете больше всего?

— Очень много структур, которые проверяют ведение дел в моем хозяйстве. Я понимаю, что контроль должен быть, но когда меня «шерстят» молодые люди без малейшей профессиональной подготовки, без понятия о том, как идут производственные процессы или общественная работа коллектива, — просто становится грустно, а подчас опускаются руки.

12. Всегда ли говорите то, что думаете?

— Есть моменты, когда стоит умолчать. Чаще всего делаю это из дипломатических соображений. Но, в любом случае, никогда не вру.

13. Кем бы вы стали, если бы появилась возможность начать все сначала?

— Я стал тем, кем хотел. Но очень бы хотелось, чтобы тогда, когда я стал руководителем «Прогресса», у меня уже был мой сегодняшний опыт. Я бы многое сделал по–другому. Честно признаюсь, в то время, 12 лет тому назад, в некоторых вопросах я просто не разбирался, решал их интуитивно — и вроде бы неплохо. Но сейчас знаю, что мог бы решить их лучше.

14. Чего вам сегодня больше всего недостает?

— Времени сделать то, что я бы хотел сделать для хозяйства. Когда–то думал, что ко времени передачи дел следующему председателю все свои задумки я реализую. Но сейчас я чувствую, что не успеваю.

15. Ваш круг чтения?

— Я не люблю детективы и романы — зациклен на исторических вещах. Они меня наводят на размышления: как развивается общество, как оно могло бы развиваться, как человек находит в нем свое место... Ведь мы часто хаем прошлое, совершенно его не зная. К примеру, сейчас модно ругать Карла Маркса: он–де строил коммунизм, мы из–за него отстали от «цивилизованного» мира. Да не строил он коммунизм! Он экономистом был и открыл теорию прибавочной стоимости — без использования этого понятия не обходится сейчас ни одно развитое государство. Но для того чтобы узнать это, да и многое другое, надо интересоваться историей или хотя бы почитывать историческую литературу.

16. Хорошо ли знаете свою родословную?

— К сожалению, нет. Я из крестьян, а в этой среде никто не придавал значения родословным. У отца родители рано умерли — даже он их практически не помнил. А со стороны матери я знал только бабушку. Недавно с помощью архивов я пытался восстановить свое генеалогическое древо — ничего не получилось. Только из питерского архива пришла отцовская справка о его фронтовых делах: ранения, награждения... Пробовал встречаться с односельчанами, расспрашивал, но это тоже не дало никаких результатов.

17. Самый счастливый день в вашей жизни?

— Много было радостных дней, но самый счастливый (я тогда работал первым секретарем Мостовского райкома партии) — это когда меня зачислили в Академию общественных наук при ЦК КПСС. Для этого учебного заведения уровень первого секретаря райкома был слишком низок, их практически не зачисляли, а мне повезло.

18. По какому поводу и как часто встречаетесь с друзьями?

— Друзей у меня немного, но есть два институтских товарища, с которыми до сих пор поддерживаю близкие отношения и думаю, что это до конца жизни. Мы почти не встречаемся, но созваниваемся и помним друг о друге.

19. Верите ли вы во внеземные цивилизации?

— В сверхразвитый инопланетный разум, который навещает нас время от времени и следит за делами на Земле, я не верю: читал много литературы по этой теме и находил массу противоречий.

20. А во влияние знаков зодиака на судьбу и характер человека?

— Считаю, что наши люди поверили в это влияние, когда в обществе образовался вакуум безверия. Сам отвергаю его как один из элементов шаманства, хотя знаю, что по гороскопу я — Рак.

21. Правда ли, что земля чувствует любовь тех, кто на ней работает?

— Да. Земля — это живой организм, который тонко реагирует на человеческие руки и их деяния. У нас в хозяйстве десять с половиной тысяч гектаров — это достаточно много, чтобы заметить, где земля благодарна за заботливые руки и хорошее отношение, а где она чувствует недостаток этого и просто отвергает человеческие задумки и даже материальные затраты.

22. Вы верующий человек?

— Я считаю, что если религиозные заведения обогащают человека духовно, не надо этому мешать. Помню, во времена отрицательного отношения к религии я работал в одном хозяйстве секретарем парткома. У нас возле церкви был старый разваленный забор, я тогда председателю предложил его поправить. Тот отказался, а я на свой страх и риск поднял забор, побелил, навел там порядок. Конечно же, получил выговор от райкома партии, но не пожалел о том, что сделал. И сейчас, когда ко мне, уже председателю СПК, церковь обращается за помощью, я помогаю, хотя в Бога не верил и не верю.

23. Путешествуя, какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— Предпочитаю автомобильный и железнодорожный. К стыду, очень боюсь воздушного транспорта, хотя много летал. Один час в самолете для меня равнозначен целой человеческой жизни на земле. Любой полет воспринимаю как последний. К водному транспорту отношусь более или менее терпимо.

24. Как проводите отпуск и когда отдыхали в последний раз?

— В последние годы полный отпуск отгулять у меня не получалось. Как правило, беру две недели с мыслью, что еще раз в году отдохну, но потом не нахожу для этого «форточку». В последний раз отдыхал в июне прошлого года: 12 дней в Трускавце. Я почему–то полюбил этот край — Прикарпатье. Очень хочу на какое–нибудь теплое море, но, как уже говорил, боюсь летать.

25. В какой стране вам хотелось бы побывать и почему?

— Я уже много где побывал: объездил, наверное, десятка два с половиной стран. Но мне хочется поехать туда, где я не был: в какую–нибудь страну Центральной или Южной Африки.

26. Почерпнули ли что–нибудь интересное из заграничных поездок?

— Мне нравятся бельгийская и голландская технологии по производству бройлерной птицы. Развитие молочного скотоводства, на мой взгляд, на самом высоком уровне в Германии, а поляки — «законодатели моды» в производстве озимой пшеницы и тритикале.

27. Есть ли у вас любимое занятие помимо основной деятельности?

— Очень люблю заниматься велоспортом. 10 километров с утра на велосипеде — это для меня обязательно. Не то что я себя заставляю, а просто для удовольствия. Зимой же одеваюсь тепло и прохожу вечерком минимум 6 километров. Во–первых, вижу, как ведут себя подростки на улицах Вертелишек, как убирается снег, а во–вторых — это просто прекрасный моцион. Летом, бывает, рыбачу, но получается только несколько раз за сезон. Хотя у нас есть водоем, где разводится рыба, я туда не хожу, предпочитаю дикие озера — мне больше нравится процесс, а не результат.

28. О чем больше всего жалеете в жизни?

— Когда не стало моих родителей, я понял, насколько был невнимателен к ним. В особенности жалею, что редко приезжал. Укоряю себя в этом до сих пор. Со смертью матери в душе поселилась страшная душевная боль, которую я даже не хотел изгонять из себя, чтобы побыть вместе с ней и хоть так искупить свою вину.

29. Ваше любимое время года?

— Я очень люблю предуборочное время — примерно 20 июля. На полях уже виден итог человеческого труда. Это настолько красиво! Люблю, когда идет уборка: в воздухе стоит запах хлеба, тысячи тонн зерна льются из комбайнов. Еще люблю период с 10 по 20 сентября, когда начинается уборка яблок.

30. Любимые цветы?

— Люблю все цветы. Но есть те, которые я должен обязательно «отнюхать», когда приходит весна: черемуха, сирень, ландыш, жасмин и пион. Я, как паровозик из Ромашково: считаю, что опоздал на целый год, если не сделал этого.

31. Цвет?

— Вы посмотрите на Вертелишки: у нас нет серого шифера. Есть красный, зеленый, синий. Я не разрешаю тротуар мостить только серой плиткой, обязательно чтобы были цветные крапины. Рассуждаю так: все должно быть разноцветным. Ведь когда человек идет на работу, а земля — серая, трактор — грязный, спецовка — серая, шифер — серый, то и жить как–то не хочется.

32. Блюдо?

— Я не гурман. Не люблю изысканностей и копченостей. Для меня «супер» — что–нибудь из субпродуктов вроде зельца.

33. Праздник?

— День работников сельского хозяйства. Кто бы что ни говорил, а работа у крестьян тяжелая. Поэтому когда приходит третье воскресенье ноября — хлеба скошены, техника убрана, — наступает настоящий праздник.

34. Место на земле, которое вам милее всего?

— Наверное, обычно отвечают: то, где я родился. Но для меня это — Вертелишки, хоть я и не местный. Когда работал в Мостовском райкоме партии, бывал здесь только проездом, но меня не покидало чувство, что там, в Мостах, — это командировка, а здесь — дом.

35. Без чего не можете обходиться?

— Без работы. Даже в выходные иду на работу.

36. Бывало ли так, что вы чувствовали: надоела работа?

— Бывало. И даже не потому, что что–то не получается в плане аграрного производства. Но иногда в общении с вышестоящими инстанциями мне дают почувствовать свое бессилие. Тогда хочется плюнуть на все, сказать: «Хватит!» — и уйти.

37. Что делаете, когда плохое настроение?

— У меня очень часто бывает плохое настроение, хотя и стараюсь избегать этого. Тогда сажусь в машину, еду по хозяйству и стараюсь замечать все хорошее. Думаю: «Ведь все не так плохо. Мы ведь что–то делаем — не бездельники». Так понемногу успокаиваюсь.

38. Какое качество считаете самым лучшим в своем характере?

— Я очень терпеливый человек. Никогда не выплескиваю свой негатив на подчиненных. Даже если назревает ситуация, когда я должен расстаться с кем–то из работников, то никогда этого наспех не делаю. Сначала подумаю: что произойдет у него в семье после этого, что скажет ему жена, как сложится судьба его детей.

39. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— Несмотря на то, что у меня есть проблемы со здоровьем, почему–то отношусь к нему по–мужицки, даже по–хамски. Пока не скрутит, о нем не думаю.

40. Что для вас легче — подняться в 6 часов утра или лечь в 4?

— Я — жаворонок. Поднимаюсь самое позднее в 5. Мне вполне хватает шести–семи часов сна, чтобы до 9 вечера находиться на работе.

41. Ваш идеал женщины?

— Вот в ответе на этот вопрос я буду официален: идеальная женщина в первую очередь должна быть хорошим профессионалом с высоким уровнем интеллекта и культуры. Красота, нежность, умение вести семью — само собой разумеется.

42. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, — к лучшему»?

— У меня были случаи, когда я убеждался в его правильности. Я, правда, применяю несколько другую формулировку: «Любое дело надо «переспать». Иногда кажется, что ты такого «напорол» — в будущем не жди ничего хорошего. Но если сразу не паниковать, а подождать, как эту ситуацию повернет жизнь, — оказывается, что ничего страшного не происходит.

43. Есть ли у вас любимая крылатая фраза или поговорка?

— Совсем недавно подцепил фразу из разговора Президента Российской Федерации Владимира Путина с одним из руководителей региона — тот что–то докладывал. В конце его рассказа Владимир Владимирович сказал: «Да, это уже по–взрослому». Но реалии таковы, что мне пришлось для своего обихода это изречение перефразировать. Обычно я говорю: «Это не по–взрослому».

44. Что вы чувствуете в обществе молодых людей, как оцениваете современную молодежь?

— Я вижу, что они не хуже нас. По крайней мере, прекрасно отдаю себе отчет, что я не вечен в должности председателя, и уже сейчас есть ребята, которых продвигаю по должностям, отслеживаю, как они относятся к людям, делам и производству. Скажу вам: придет время — и они будут работать лучше меня.

45. Вам приходилось идти наперекор всем окружающим?

— Нурсултан Назарбаев в свое время сказал: решение может приниматься коллективно, но ответственность все равно несет руководитель. Бывало, что приходилось идти наперекор всем главным специалистам и советчикам, принимая непопулярные решения. К примеру: совсем недавно распалась молодая семья, которой хозяйство буквально за пару недель до развода выделило квартиру. Муж выехал, а жена, совсем еще девчонка, осталась. Правление СПК приняло решение выселить ее: мол, пусть переезжает назад к маме, в доме которой хватает метров еще на одного человека. Пришлось идти наперекор всем, доказывать, что мы не имеем морального права лишать эту молодую женщину отдельного жилья. Тем более что она еще в том возрасте, когда семейную жизнь не поздно начать заново.

46. Часто пишете письма?

— Если не считать официальной переписки, почти не пишу. Но те редкие письма, которые доводилось сочинять, получались неплохими.

47. Какое качество в людях не любите?

— Недобросовестное отношение к труду и к людям. Не могу терпеть, когда человек только создает видимость работы вместо того, чтобы реально трудиться. Я разговаривал с такими людьми из числа своих работников (хорошо, что их немного) — они убеждены, что делают больше всех. А может быть, и не убеждены, а просто хотят, чтобы я так думал.

48. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

— Уверен в том, что к следующему году страна еще дальше продвинется в своем развитии. Не знаю, каких отраслей хозяйствования, каких сфер общественной жизни это коснется в большей степени. Я со своей стороны приложу максимум усилий к тому, чтобы мое хозяйство внесло в процветание свой вклад.

49. У кого конкретно и что именно вы бы спросили, будь у вас возможность пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— Есть много интересных личностей, к которым я прислушиваюсь и на которых я стараюсь равняться. И для этого мне не обязательно с ними общаться — просто достаточно их примера.

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами. И ваш ответ.

— Достаточно ли я сделал, для того, чтобы заслужить такую оценку моего труда, как звание Героя Беларуси?

Недостаточно, можно было бы сделать больше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter