Василий РЕВЯКО: «Каждый человек выполняет 20-ю долю функций, возложенных на руководителя»

В ЯНВАРЕ исполнилось 15 лет Совету Республики Национального собрания. Три года участвует в работе сената Герой Беларуси председатель СПК «Прогресс-Вертелишки» Василий РЕВЯКО. Как члену Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности, Василию Афанасьевичу приходится участвовать в формировании законодательной базы государства. И одновременно ему, что называется, надо держать руку на пульсе — быть в курсе всего, что происходит в родном СПК. Ведь работа в качестве члена Совета Республики не предполагает освобождения от основных обязанностей, это общественная функция. И она оказалась по плечу энергичному председателю.

Известный председатель знаменитого СПК «Прогресс-Вертелишки» – об отношении к людям, жизненном тонусе и родительском доме.

В ЯНВАРЕ исполнилось 15 лет Совету Республики Национального собрания. Три года участвует в работе сената Герой Беларуси председатель СПК «Прогресс-Вертелишки» Василий РЕВЯКО. Как члену Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности, Василию Афанасьевичу приходится участвовать в формировании законодательной базы государства. И одновременно ему, что называется, надо держать руку на пульсе — быть в курсе всего, что происходит в родном СПК. Ведь работа в качестве члена Совета Республики не предполагает освобождения от основных обязанностей, это общественная функция. И она оказалась по плечу энергичному председателю.

— Василий Афанасьевич, как часто вам приходится отрываться от основных дел?

— Два раза в году принимаю участие в работе сессий. Кроме того, выполняю ряд поручений по разработке законов.

— Какие важные документы вам приходилось принимать?

— На то и документы, чтобы к их разработке и принятию подходить ответственно. А они все значимые. И наша комиссия по международным делам и национальной безопасности очень щепетильно подходит к каждому слову, к каждому решению. Ведь от нас зависит судьба многих людей, в конце концов, всего нашего государства. Поэтому каждое решение сотни раз выверяется и уточняется.

— Жизненный опыт, несомненно, является хорошим подспорьем в работе. Но ведь многие документы требуют основательных юридических знаний?

— Согласен. Я постоянно работаю над повышением уровня своих знаний. Читаю юридическую литературу, консультируюсь как с юристами СПК, так и парламента, прежде чем внести какое-то предложение или проголосовать за ратификацию того или иного документа.

— Какой девиз вы избрали для себя в жизни?

— Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

— Откуда черпаете силы для того, чтобы везде успевать?

— Стараюсь держать себя в хорошей физической форме. Летом с утра у меня зарядка и езда на велосипеде, примерно час-полтора. А зимой — пешие прогулки. Маршрут выбираю каждый раз разный. Для того чтобы еще лучше узнать жизнь изнутри. Иду я, скажем, по какой-то улице, осматриваю фасады, вглядываюсь в окна домов и про себя отмечаю, что где нужно сделать. Где-то фонарь повесить, где-то улицу благоустроить. Таким образом часто разные жалобы-просьбы упреждаю и людям делаю приятное.

— На кого вы всегда можете рассчитывать?

— Я уже довольно приличное время — 18 лет — руковожу хозяйством. За эти годы удалось сформировать хорошую команду специалистов. Некоторые из них стали даже близкими друзьями. Так что когда мне надо принять участие в сессии либо отлучиться из хозяйства по каким-то другим вопросам, я могу рассчитывать на то, что все будет идти своим чередом, а поставленные мною задачи будут выполняться.

— Не было еще такого года, чтобы «Прогресс-Вертелишки» не взял определенную производственную высоту. Какую покорили в ушедшем году?

— Минувший год сложился весьма удачно для тружеников нашего СПК. Самое главное достижение — то, что мы не растеряли людей. Удалось сохранить каждого труженика, никого не травмировать, не обидеть. Жизнь шла своим чередом. Как и в былые времена, мы организовывали экскурсии, наши люди отдыхали на Черном море. Мы ездили на концерты и ставили их у себя. Словом, всегда помнили, что хороший отдых и приличная зарплата, а она у нас составила по прошлому году более двух миллионов рублей, залог успеха.

А успехи были и есть. Впервые в истории СПК мы получили в прошлом году 34 300 тонн зерна, заняв одно из лидирующих мест не только в области, но и в республике. А когда я принял хозяйство, для сравнения, получали 13,5—14,5 тысячи тонн. Удержали продуктивность животноводческих ферм, птицеводческого цеха. Сделали шаг в развитии пушного звероводства, плодового садоводства.

Год завершили с рентабельностью в 22 процента. На депозите, валютном счете есть деньги.

Ежегодно занимаемся строительством. Нам удалось сохранить и в прошлом году стройкомплекс. За 10 лет вложили свыше 20 миллиардов рублей в благоустройство. И сегодня по праву можем гордиться своей социальной сферой.

Только за последнее время мы построили более 100 квартир. Причем трехкомнатных. Посчитали, что благодаря этому  упредили проблемы, которые появляются у сельчан после того, как их семьи увеличиваются и встает вопрос о расширении жилплощади. Таким образом нам удается убить двух зайцев: и демографическую ситуацию улучшить, и закрепить на селе молодых работников.

— Вынашиваете ли вы идею открытия импортозамещающего производства?

— Наше производство — специфическое. Задача, которая стоит перед нами, — давать как можно больше отечественной продукции. И мы с нею справляемся. Другое дело, что при производстве ее приходится использовать разную технику.

Скажу честно, технический прогресс в Беларуси очевиден. Мы стараемся эксплуатировать белорусские машины и механизмы. Хотя полностью пока не отказались от импорта. Но в отличие, может быть, от других предприятий, мы не задействуем для этих целей государственные деньги. Живем на свои. Продаем ту же пушнину за валюту, продукцию сада, спортивных лошадей и другое. Но сегодня работаем над тем, чтобы в кормоприготовлении задействовать не импортные белковые добавки, а отечественные.

— А сколько, если не секрет, получили от продажи пушнины?

— Примерно полтора миллиона долларов. Взвесив, насколько это выгодно, увеличили основное стадо, и уже в этом году планируем получить от реализации пушнины 2 миллиона 200 тысяч долларов.

— Во что сегодня выгоднее всего вкладывать деньги?

— В человека. Если о нем как следует заботиться, он будет успешно трудиться. Потому мы вкладываем серьезные средства в дошкольные учреждения, школы, учреждения культуры. Не жалеем денег для переподготовки кадров. Вот и в прошлом году более 20 человек обучали в вузах. Кстати, каждые полгода родители студента — выпускника местной школы получают пособие на учебу.

— От вступления в будущем в ВТО ваше хозяйство проиграет или наоборот?

— Наше хозяйство только выиграет. Это даст возможность иметь больше рынков сбыта, маневренности при определении покупателя.

— Знаю, что в хозяйстве много сделано по благоустройству. А что в ближайшей перспективе планируется?

— Человеческой фантазии нет предела. Кажется, совсем недавно мы поменяли заборы, установили на улицах малые архитектурные формы, а уже сегодня видим, что сделали далеко не все. Как, собственно, и со строительством. Вроде ликвидировали очередь на получение жилья, а она снова создалась. Жизнь не стоит на месте.

Требует пересмотра медицинское обслуживание. Оно у нас осуществляется двумя ФАПами, однако на примитивном уровне. Хотелось бы, чтобы сельский труженик не искал помощи в городе, не тратил свое время на поездки туда, а получал необходимое лечение на месте.

— Многие ваши коллеги говорят о кадровых проблемах в своих хозяйствах? Испытываете ли их вы?

— Кадры в нашем СПК — местные люди. Может быть, поэтому у нас нет проблем. Вот только в одном пока она мне видится. Слабо еще наши вузы занимаются психологией выпускников. Посмотришь, вроде технологический процесс они знают, а вот влиться в коллектив зачастую не могут. На это уходят годы. А вообще, я не сторонник менять кадры, как перчатки. Надо, чтобы человек врос в работу, чтобы он ее знал и ценил, чтобы научился как следует отличать зерна от плевел. Я никогда не стараюсь заключать контракт, как теперь во многих местах принято, на год. Что такое год? 365 дней. Они пролетят мгновенно. И если человек будет все время думать о том, где ему, если что, применить свои руки, от него никакой пользы не будет.

— Самое сильное звено в хозяйстве — это…

— Специалисты.

— Каких работников больше цените?

— Люблю честных и добросовестных. Ведь как ни крути, а каждый человек выполняет двадцатую долю функций, возложенных на руководителя коллектива. И если он будет бессовестно относиться к своим обязанностям, это отразится на работе организации.

— Василий Афанасьевич, мне рассказывали, что в 90-х в «Прогресс» приезжала группа сенаторов США. А теперь из развитых стран гости посещают ваше хозяйство?

— А как же! Помню, как в 95-м приезжали к нам американские фермеры. Мы у них эмбрионы закупали, а они их вживляли нашему скоту. И, естественно, была экскурсия по хозяйству, по его подразделениям, после этого — задушевная беседа. Так вот, они в один голос заявляли, что наше хозяйство перспективное. А недавно у нас были конгрессмены из Голландии, Германии и Польши.

— Высшая награда Родины к чему-либо обязывает вас?

— Да не ощущаю я себя героем. Просто тружусь на совесть. Разве что когда надеваю праздничный пиджак, взгляну на звезду и подумаю: «О, оказывается, я еще и Герой».

— Выступали ли вы спонсором для тех, кто нуждается в помощи?

— Постоянно. В прошлом году больницам, школам, домам инвалидов и другим оказали помощь на 815 миллионов рублей. Не говоря уже о своих жителях.

— Какую последнюю книгу вы прочитали?

— Сейчас вот изучаю «Книгу современного садоводства», которую мне подарил бывший специалист нашего хозяйства. Мы собираемся расширять площадь под садом, заниматься интенсивным садоводством, и мне интересен опыт других. Только закончил читать Бориса Соколова «Русские тайны» и Николая Ефремова «А свет не погас».

— Часто ли бываете на малой родине? Какие предметы, кроме фотографий, напоминают вам о ней?

— К сожалению, на родине, а это Хойникский район, бываю редко. Да и нашей деревни там уже давно нет. Только родительские могилы. Хочу в этом году поехать на кладбище, где покоится их прах, а также моих земляков, поставить памятный знак в виде креста...

А своих родителей вспоминаю каждый день. В моей библиотеке стоит их фотография. Они там сняты в последние годы жизни. Я мысленно к ним всегда обращаюсь. А еще бережно храню мамин горшок, в котором она мне варила кашу, прялку и качалку, с помощью которой гладили белье. Эти вещи стоят в моем небольшом этнографическом уголке. И они мне всегда напоминают о родительском доме.

— Довольны ли вы своей жизнью?

— Да. Я жил и живу не зря. Вы посмотрите на правую сторону нашей деревни. Там ведь раньше пустырь был. А теперь 800 человек обрели крышу над головой. Там, где когда-то 4,5 гектара свалки было, сегодня шумит сосновый лес, в котором с удовольствием собирают грибы-ягоды сельчане. Да, собственно, в любом деле, какое ни возьми, есть кусочек моей души, моего сердца, моего старания.

Тамара РУДАК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter