Василий ПАВЛОВСКИЙ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия: Из «льняного лабиринта» выход есть

В них поднималась проблема: почему при избытке в стране трепаного льна не хватает длинного волокна высоких номеров? В результате Оршанский льнокомбинат вынужден закупать его за границей. Свою точку зрения по вопросу высказали представители предприятия и Института льна НАН Беларуси. На публикацию отреагировало Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Редакция получила отзыв за подписью заместителя министра Василия ПАВЛОВСКОГО. Публикуем его с некоторыми сокращениями.

В НОМЕРАХ «БН» за 11, 15 и 18 октября была опубликована серия материалов под заголовком «Льняной лабиринт»

В них поднималась проблема: почему при избытке в стране трепаного льна не хватает длинного волокна высоких номеров? В результате Оршанский льнокомбинат вынужден закупать его за границей. Свою точку зрения по вопросу высказали представители предприятия и Института льна НАН Беларуси. На публикацию отреагировало Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Редакция получила отзыв за подписью заместителя министра Василия ПАВЛОВСКОГО. Публикуем его с некоторыми сокращениями.

В республике достаточно льноволокна для обеспечения РУПТП «Оршанский льнокомбинат» в полном объеме. Однако у предприятия не было заинтересованности в его приобретении, так как у него отсутствовали денежные средства.

Просроченная задолженность с начала года РУПТП «Оршанский льнокомбинат» перед льнозаводами составила: в январе — 4,8 млрд. рублей, феврале  — 8,7 млрд. рублей, марте — 11,6 млрд. рублей, апреле — 10,8 млрд. рублей, мае — 7,9 млрд. рублей, июне  — 10,5 млрд. рублей, июле — 9,3 млрд. рублей, августе — 6,2 млрд. рублей. И только с сентября, когда льнозаводы вынуждены были отгружать льноволокно в счет погашения авансов, задолженность сократилась до 3,3 млрд. рублей. Около 22 процентов оплаты льнозаводам производилось продукцией льнокомбината (простынями, полотенцами, салфетками и др.). Льнозаводы должны были проводить маркетинговую политику вместо льнокомбината, а ведь на реализацию данной продукции тоже требовалось время, тем более что льноволокно является единственным источником поступления денежных средств на льноперерабатывающие предприятия. Несвоевременная оплата за электроэнергию приводила к остановке льнозаводов (по оперативной информации, с января по сентябрь льнозаводы республики без электроэнергии простояли суммарно более 430 дней), что не позволило обеспечить технологическую работу производств.

Ни для одной отрасли в республике с такой периодичностью не снижались цены на производимую продукцию, как на льноволокно для льноперерабатывающих предприятий. За период 2005—2009 годов отпускная цена на льноволокно, реализуемое в счет государственного заказа РУПТП «Оршанский льнокомбинат», снижена в долларовом эквиваленте до 2,5 раза. Например, в декабре 2004 года тонна льноволокна № 10 стоила 1266 долларов США, а в январе 2011-го — 430. Аналогично и по другим номерам.

Благодаря снижению цены у РУПТП «Оршанский льнокомбинат» начиная с 2005 года появилась возможность закладывать в себестоимость производимой продукции сырье на 8—20 процентов, а с июля 2009-го — еще на 50 процентов дешевле. Но даже такие льготные условия не позволили улучшить экономику комбината, что выражалось в систематических нерасчетах с поставщиками сырья.

С 1 февраля 2013 года цены на льноволокно, поставляемое по госзаказу, снижены на 15 процентов, повышение производится ежемесячно в пределах инфляции. За период с февраля по июль цены на льноволокно повышены на 6 процентов, но при этом остаются ниже уровня 2012 года, несмотря на рост стоимости ресурсов к уровню 2012-го на 37 процентов. Фактически в 2014-м цены на льноволокно для льнокомбината сохранятся на уровне 2012 года.

По данным Белстата, индекс цен на промышленную продукцию, работы и услуги, потребляемые сельскохозяйственными организациями за январь—сентябрь 2013 года по отношению к январю—сентябрю 2012-го составил 134,7 процента при индексе роста цен на льноволокно 91,8 процента. Таким образом, бюджетные субсидии фактически перераспределяются в пользу РУПТП «Оршанский льнокомбинат» и направляются на снижение себестоимости производимой продукции и формируют финансовый результат комбината.

В то же время снижение цены на льноволокно с 1 февраля 2013 года (с учетом ежемесячного индексирования в пределах инфляции), поставляемое по госзаказу, привело к тому, что даже на таких льнозаводах, как ОАО «Кореличи-лен», ОАО «Дубровенский льнозавод», ОАО «Мосарлен» цена реализации льноволокна в счет госзаказа не покрывает затраты, понесенные предприятиями. При этом для льнозаводов стало невыгодно производить длинное льноволокно высоких номеров. Рентабельность на ОАО «Кореличи-лен» от реализации льноволокна в счет государственных нужд составила минус 10,6 процента, в том числе по длинному льноволокну — минус 20,4 процента, по короткому — плюс 7,2 процента.

Минсельхозпрод неоднократно поднимал перед облисполкомами, на совещаниях, видеоконференциях вопросы, связанные с нарушением технологии производства льна. В последние годы облисполкомы заняли позицию, что льнозаводы сами должны в полном объеме возделывать лен. Такая практика не везде оправдана, что сказывается на темпах уборки и заготовки льнотресты. Даже при имеющейся технике сказывается недостаток механизаторов. Эта проблема характерна не только для льнозаводов, но и для многих сельхозпредприятий. Правильно поднят вопрос: такая технологическая операция, как оборачивание, игнорируется отдельными льносеющими организациями, что приводит к потере урожая.

Один из путей интенсификации льноводства — использование новых сортов. Последние годы льнозаводы получили много сортов как отечественной селекции, так и зарубежной, есть выбор. На РУПТП «Оршанский льнокомбинат» льноперерабатывающие предприятия должны поставить льноволокно средним номером 12,5. Производство показало, что достигнут максимальный потенциал, заложенный наукой. Наука должна идти вперед и вести за собой производство, поэтому уже сейчас учеными должен быть получен средний сортономер не ниже четырнадцатого.

Неоднозначно можно относиться к рекомендациям, данным отдельными учеными по десикации льна масличного на корню, ведь для этого используются пестициды. До сих пор нет исследований по их накоплению в семенах и в масле льняном, которое предлагается для оздоровления населения.

Как видно из вышеизложенного, проблемы есть у всех: у науки, производства и переработки. Поэтому для их решения должен быть комплексный подход, направленный на повышение интенсификации производства льняной продукции.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter