Василий Меркурьев

В воскресенье смотрите на Первом в 12.15 фильм–призер Каннского фестиваля «Летят журавли»

В воскресенье смотрите на Первом в 12.15 фильм–призер Каннского фестиваля «Летят журавли».

 

Вы наверняка вспомните эту замечательную советскую киноленту. Вспомните по одной только сцене — гибели Бориса — одного из главных персонажей фильма. Его последний взгляд на кружащееся небо, березы, и, наконец, ясные и открытые глаза героя, в которых «отражаются» кадры собственной несостоявшейся свадьбы. Смерть его настигла не в яростном бою, как принято было тогда изображать мужество в фильмах о Великой Отечественной, а в хлюпающем под сапогами болоте. Одна шальная пуля срикошетила.

Безусловно, персонажи Алексея Баталова и Татьяны Самойловой в фильме «Летят журавли» давно стали символами майских дней, так сказать, вестниками одного из любимейших наших праздников — Дня Победы. Какая удивительная традиция сохранилась, господа читатели, вы не находите: страны СССР давно нет, а ее антураж и праздничные атрибуты живы!

Интересный сюжет, актерский ансамбль и качественная операторская работа в синтезе дают то, что мы называем настоящим искусством. Тем более когда есть хорошая драматургия — этот кинофильм создан по мотивам известной пьесы Виктора Розова «Вечно живые».

Конечно же, в фильме есть и другие характерные персонажи.

О них и вспомним сегодня в нашей рубрике.

Народный артист СССР Василий Васильевич Меркурьев в большом кино почти не имел серьезных ролей. Характерный актер легко создавал яркие эпизоды и «оживлял» персонажи второго плана. Вспомните хотя бы старый фильм «Золушка», в котором он сыграл в паре с Фаиной Раневской отца сказочной замарашки. Фактурная внешность, мягкий голос, спокойный взгляд сразу же дают нужный посыл зрителю, несмотря на то что супруга–Раневская его называет не иначе как «извергом». И хотя энциклопедическая информация указывает на то, что Василий Меркурьев был в первую очередь талантливейшим театральным актером, однако настоящую популярность и всенародную любовь ему принесло все же кино. Театральные постановки в большинстве случаев в записях не сохранились. Меркурьев умер в 1978 году, когда домашним видео еще не располагали. До наших же дней дошли только киноработы актера.

Кстати, благодаря кинематографу к нему пришло и признание официальных властей. Василия Васильевича несколько раз награждали высокими премиями — Сталинскими, как тогда они назывались. За роль Ульяныча в историко–биографическом фильме «Глинка» — в 1947 году, за роль в фильме «Повесть о настоящем человеке» — в 1949 году и за фильм «Донецкие шахтеры» — в 1952–м.

Правда, началось все с образа старшего лейтенанта Тучи в военной комедии «Небесный тихоход», вышедшей на экраны в год окончания Великой Отечественной войны. Песню о пилотах, у которых «первым делом — самолеты», сегодня, кажется, знают все. Даже те, кто никогда и не видел эту ленту. Впрочем, нам же, зрителям, больше всего нравились другие роли Меркурьева, за которые не награждали. Вспыльчивый академик–архитектор Нестратов в лирической комедии «Верные друзья», Мальволио в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи», Федор Иванович в драме «Летят журавли»...

Меркурьев родился в 1904 году в городе Остров Псковской области. В шестнадцать лет он стал актером местного театра, а спустя год отправился в Петроград.

Там юноша поступил в институт сценических искусств, в мастерскую Л.С.Вивьена. Окончил его он в 1926 году, а с 1932 года начал сам преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Много позже, в 1950 году, станет профессором этого института.

О личной жизни известно, что с супругой Ириной Мейерхольд, дочерью знаменитого Всеволода Мейерхольда, Василий Меркурьев познакомился в 1934 году. В то время она работала ассистентом режиссера на киностудии «Ленфильм». Семейная легенда гласит: Ирина привезла Меркурьеву сценарий, и 30–летний мужчина влюбился с первого взгляда. Многие исследователи полагают, что именно замужество спасло Ирину Мейерхольд от тюрьмы, куда обычно попадали близкие «врагов народа». Их общий сын Петр Меркурьев вспоминал: «Когда они встретились, Меркурьев был женат. Правда, это был гражданский брак, но тогда на это не обращали внимания. А мама за какое–то время до встречи с папой разошлась со своим вторым мужем. Меркурьев — ее третий муж. Очень был забавный случай, когда на вечеринке в большой компании одна воздыхательница по папе спросила у мамы через стол: «Ирина Всеволодовна, а правда, что Василий Васильевич ваш третий муж?» Мама тут же ответила: «Да, третий, не считая мелочей». Папа потом сказал: «Ириша, как ты неделикатно ответила». — «Не менее неделикатно, чем меня спросили».

Вместе они прожили 44 года.

Когда началась Великая Отечественная война, театр эвакуировали из Ленинграда. Василий Меркурьев с семьей тоже уехал в эвакуацию в Сибирь, имея на руках двух дочерей Аню и Катю и двух племянников–сирот, которых забрали к себе в семью. К тому времени родной брат актера Петр Меркурьев был репрессирован. А на гастролях в Томской области в 1943 году Ирина Мейерхольд родила долгожданного сына Петра.

Жаль, конечно, что не сохранились интервью актера — мы бы многое узнали о времени и об актере. (А может, их и не было вообще?) Ведь 30 — 40 лет тому назад не существовало гламурных рубрик в СМИ, а глянцевых журналов с фото и интервью известных людей быть и не могло по идеологическому определению.

Правда, в одном давнишнем телевизионном фильме, рассказывающем о жизни актера, подчеркнули: Меркурьев — большой труженик. Душевной теплоты и доброты к окружающим в нем хватало на всех, кто был вхож в дом. Их квартиру в Питере за глаза называли табором. «Когда мы возвращались из эвакуации, увидели двоих брошенных детей. Очевидно, какая–то женщина отстала от поезда и потеряла их. Мама моя подобрала этих детей и привезла с нами в Ленинград. Помимо этого, она привезла в Ленинград целиком коллектив самодеятельного театра, который работал у нее в Новосибирске. И весь коллектив поступил на курс в театральный институт. Их не сразу разместили в общежитии, потому что Ленинград только освободили от блокады. И многие жили у нас дома», — рассказал в интервью сын Василия Меркурьева.

Большой семье актера, вернувшейся из эвакуации, помог основатель ленинградского ТЮЗа — Александр Александрович Брянцев. Однажды он заглянул к ним по какому–то поводу и увидел толпу. Потом предложил: «Нам со старухой такие хоромы не нужны, а тебе с твоим «табором» в самый раз. Утром переезжайте». И две семьи действительно поменялись квартирами. Тогда иные ценности были в ходу.

После войны их жизнь вошла в бытовое русло. Только Ирину Мейерхольд как дочь «врага народа» убрали со всех работ, она не работала двенадцать лет. Но Василий Меркурьев никогда не жаловался на судьбу, он тащил всю семью на себе, бесконечно снимался, давал концерты по стране...

А еще очень любил своих подопечных и со студентами и молодыми актерами Меркурьев держался без малейшей тени превосходства.

Наверное, зрители отождествляли актера с его киноперсонажами — весельчаками и балагурами. Однако в жизни Меркурьева никто весельчаком не называл. Чаще он был задумчив и молчалив. Любил повторять: «Слава приходит к нам между делом, если дело достойно ее».

Василий Меркурьев умер 4 апреля 1978 года. Писали, когда у его гроба завели пластинку с шаляпинским «Уймитесь, волнения, страсти», по щеке покойного скатилась слеза. Во всяком случае, так уверяли все актеры, стоявшие в печальном карауле.

Это был любимый романс Василия Меркурьева.


Факт

Василий Меркурьев терпеть не мог пассивного отдыха. В свободное от работы время он отправлялся на дачу к любимым грядкам. И даже детям своим он не давал бездельничать. Сын актера Петр отмечал, что и в преклонном возрасте Василий Васильевич брал фанерку, ложился на нее и обрабатывал грядки...

На даче одно время было свое подсобное хозяйство. Трудно поверить, но будущий народный артист СССР держал домашнюю живность! «У нас корова была, свиньи, куры. Но это, конечно, в первые послевоенные годы, пока жить было очень тяжело. Родители порой на себе тащили продукты с дачи домой, а путь до станции был неблизкий».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter