Василь Мудрый…

На исходе ХIХ века, 13 января 1899 года, в трудолюбивой полешуцкой крестьянской семье Коржей, исконно проживавшей в старинной белорусской деревне Хоростово Старобинского повета (ныне Солигорского района) Минской области, родился, к общей радости, сын  Василий...

«Жизнь имеет смысл, если человек в своей деятельности преследует те или иные цели. Конечно, все относительно: цели могут быть большие и маленькие, важные и ничтожные. Я не мыслю ни жизни, ни счастья без людей и вне общества, без борьбы и вне борьбы». Такие слова я прочел в одном из  дневников Героя Советского Союза Василия Захаровича Коржа.

На исходе ХIХ века, 13 января 1899 года, в трудолюбивой полешуцкой крестьянской семье Коржей, исконно проживавшей в старинной белорусской деревне Хоростово Старобинского повета (ныне Солигорского района) Минской области, родился, к общей радости, сын  Василий. 

За отмеренные судьбой 68 лет жизни он имел несколько псевдонимов – фамилий и кличек. В деревне звали его Василь Мудрый, а всю их семью – Мудрыми, в гражданскую войну — боец Семенов, во время войны на стороне республиканской Испании – камарадо Пабло. Он был чекистом в самом благородном понимании этого слова. При этом кредо Василия Захаровича всегда были народная мудрость и высокий профессионализм… 

 В 1938 году в его суровой судьбе имел место и незаконный арест «родными» органами НКВД БССР. Тогда Корж не дрогнул, не изменил ни себе, ни друзьям боевым, ни своим жизненным принципам. Потом, в тяжкую годину Великой Отечественной войны, был он уже партизанским командиром Комаровым. И только по ее окончании Василий Корж по зову души и по просьбе земляков возглавил и поднял вконец разоренный колхоз, сделав его общими усилиями одним из лучших в Беларуси. Так Корж совершил свой последний подвиг – трудовой. Позже хозяйство получило гордое и заслуженное имя – колхоз «Партизанский край» имени Героя Советского Союза В.З. Коржа. 

Но это было позже. А с первых же дней партизанской борьбы в районе Пинска суровый с виду, жестковатый и требовательный к подчиненным Корж, носивший к тому времени псевдоним Комаров, пользовался у них непререкаемым авторитетом. Именно 22 июня 1941 года он создал, невзирая на предостережения некоторых «перестраховщиков», первый в Беларуси регулярный партизанский отряд, который уже 28 июня вступил в первый бой с нацистскими оккупантами на нашей земле. Партизаны отмечали прежде всего необыкновенное человеколюбие Коржа. Подвести такого командира считалось постыдным и малодушным. 

Сам Василий Захарович являлся образцом подтянутости, аккуратности, собранности и дисциплины. Он не терпел в отряде людей неопрятных, запущенных и разболтанных. Ведь все это сказывалось не только на внешнем виде, но и на поведении, отношении  партизана к оружию. И тут Корж спуску никому не давал. 

Друзья, соратники и товарищи не знали сердца более горячего и отзывчивого, чем у Василия Захаровича. Вот что о нем говорили: «Он был строг к себе, снисходителен к другим и беспощаден к врагам. Умел обворожить собеседника, убедить, увлечь его на доброе дело. Он учился побеждать себя и властвовать над своими чувствами, но так и не научился скрывать своих чувств. Детей он любил всей душой, называя их нашим молодым подлеском». 

А война на оккупированной нацистами территории Беларуси бушевала беспощадная. Казалось бы, вот где раздолье для самой разухабистой «партизанщины»: ни законов, ни уставов, ни, по большому счету, контроля. Делай как знаешь! И в отдельных отрядах кое-кто так и поступал, мол, «война все спишет». Но только не в отряде Комарова, не в Пинском партизанском соединении. В его послевоенном блокноте я нашел такую запись: «Анри Барбюс как-то говорил: «Война и физически, и нравственно отвратительна. Она не только насилует здравый смысл,  опошляет великие идеи, толкает на всякие преступления, но и развивает все дурные инстинкты, себялюбие доходит до жестокости, жестокость до садизма. Вот поле для повседневной битвы за души людей. Иначе будет худо». 

Корж неукоснительно придерживался своего железного кредо: партизанский отряд обязательно должен состоять из добровольцев, верящих в успех общего дела, спаянных единой целью и воюющих за свободу и независимость родной земли. 

Василию Захаровичу приходилось постоянно держать себя и людей в полной боевой готовности, оперативно маневрировать. Ему помогало знание местности, своего народа, постоянная информационно-пропагандистская работа среди местного населения. 

Партизанам он всегда говорил: «Заблудших надо спасать, выводить на верную дорогу». 

И он боролся и открывал глаза. В одной из многочисленных листовок комаровцев говорилось: «Изменники, опомнитесь!  Вы еще не успели запачкать свои руки в крови. Полученное от немцев оружие поворачивайте против них, настоящих врагов, идите в партизаны, боритесь вместе с нами. Этим вы сможете смыть то позорное пятно, которое ляжет на вас, на ваши семьи». И полицаи, кроме уже законченных отморозков, поворачивали оружие против оккупантов, уходили в партизаны, искупали свою вину в боях с врагом. 

Василий Захарович неустанно убеждал партизан-комаровцев: «Мы воюем за народ! Наша опора и надежда — местное население. Никогда не обижайте мужика! Голоден — попроси, люди последним поделятся. Силой возьмешь — никогда не простят обиду. Не обижать, а защищать население — наше призвание». Партизаны-комаровцы так и поступали. 

Корж со временем ввел в партизанских зонах специальные комендатуры, обеспечивавшие порядок в деревнях и без разрешения которых никто из партизан не имел права заготавливать продукты, брать лошадей, имущество. Был факт, когда он отдал на суд отряда одного мародера, старшего лейтенанта, обидевшего крестьянскую семью, и по приговору отряда приказал его расстрелять. Такова была жесткая логика законов военного времени. 

Василий Корж старался воздействовать на других личным примером, проявляя мужество и героизм. 

Критическая ситуация сложилась в конце июля 1941 года, когда часть «партийцев-организаторов» ушла из отряда Коржа на восток, за линию фронта, полагая дальнейшее сопротивление бессмысленным. Небольшой отряд партизан-комаровцев оказался в глубоком тылу, почти безоружный, полуголодный перед лицом неумолимо надвигавшейся осени и безжалостного, вооруженного до зубов врага. Настроение бойцов в тот момент оставляло желать лучшего… 

Вот тут-то и нужны были воистину суворовская «нападательная тактика» и вдохновляющий, успешный бой! Что же делает Василий Захарович? Он отбирает 16 самых смелых партизан, ведет их к шоссе и организует засаду. Комаровцы ждут врага час, два... шесть часов! 

Колонны проходят одна за другой, но нужды на них нападать нет. Они идут пустые. И вот, наконец, долгожданная машина с гитлеровскими офицерами и солдатами. Следует команда Коржа: «Залповый огонь и в атаку!» Сам он впереди атакующих партизан. Пролетели каких-то 10 минут, и бой закончен. Уничтожено два десятка фрицев. И ни одной потери у партизан. Взяты трофеи: автоматы, гранаты, боеприпасы, продукты. Корж  лишь заметил: ­«Ну, вот видите, хлопцы, какая вы все-таки силища!  Дело-то, как оказалось, только мастера боится». 

Мужественные и профессиональные действия Коржа в критических боевых ситуациях выручали всех. 

Всякий раз, насколько позволяла обстановка, Василий Захарович старался не завязывать бои в деревнях или близ них, стремился устраивать засады подальше от населенных пунктов, дабы не навлечь беду на мирных жителей. 

Партизаны-комаровцы помогали крестьянам всем, чем могли: весной – пахать и сеять, осенью — собирать урожай. Случилось так, что в марте 1943 года оккупанты отняли у многих семей на Старобинщине коров и погнали их на станцию, чтобы увезти в Германию. Корж немедленно прибыл к землякам. Плачут и голосят женщины: ­«Чем деток-то кормить будем?» 

­«Будет у ваших деток молоко», ­ — сказал как отрезал Василий Захарович. 

Лихим внезапным налетом отбили тогда партизаны коров-кормилиц. И опять плакали женщины — теперь уже от радости. 

А в 1944 году, перед самым началом освободительной операции «Багратион», Корж приказал командирам партизанских бригад вывести из зоны боев все мирное население в лес, чтобы спасти его от истребления и угона в фашистское рабство. 

Главная заслуга Василия Захаровича состояла не только в том, что он создал боеспособное, эффективно воевавшее партизанское соединение. Его мудрый подход, опыт и практические действия стали реальной «полевой академией» для целой плеяды партизанских руководителей. И теперь с уверенностью можно сказать, что, не будь Коржа, возможно, не появилось бы на поле боя многих партизанских формирований. 

После войны были в судьбе Василия Захаровича учеба в Академии Генерального штаба, должность зам. министра лесного хозяйства БССР и возвращение в 1954 году в родное Хоростово. На землях, отвоеванных у полесских болот, он создал новую инфраструктуру, проложил дороги на Гоцк, другие села, построил каменные дома и т.д. 

5 мая 1967 года он ушел из жизни. 

...Стремительно пролетели четыре десятилетия. Пообветшали в полесских краях возведенные при Корже дома, постройки, вышли из строя бани, водопровод. Безжалостными к делу рук его оказались времена и некоторые люди на рубеже ХХ—ХХI веков. Из названия хозяйства «Партизанский край» как-то «незаметно» исчезло всем миром селянским и партизанским  присвоенное — «имени Василия Захаровича Коржа»…  

Думается, что слава, подвиги, свершения сынов и дочерей нашего непокоренного народа должны быть бессмертны не только по красным дням в календаре и в очередные фанфарные  юбилеи, а жить в делах, помыслах, сердцах и памяти наших современников и потомков. Это нужно не мертвым – это нужно живым! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter