Ваше разрешение?

Кто ставит шлагбаумы на пути наших перевозчиков
Кто ставит шлагбаумы на пути наших перевозчиков

Белорусские автомобилисты очень встревожены тем, что российская сторона ощутимо сократила для них количество разрешений на доставку грузов из третьих стран. Директор минского автокомбината N 3 Василий Виноградский прокомментировал это на примере своего предприятия. Если в первом квартале прошлого года им было использовано 60 разрешений первой категории и 37 второй, то на январь — март нынешнего «занаряжено» соответственно всего 58 и 23 разрешения. Урезание проводится не впервой. Четыре года назад автокомбинат получил 19 документов, дающих право на доставку грузов из Италии, в прошлом — лишь 4. В этом, возможно, будет еще меньше. Между тем на предприятии 80 автомобилей, предназначенных для международных перевозок. Этим, грубо говоря, кормились несколько сот водителей и механиков, их семьи. Немалые валютные поступления получало государство. Что теперь?

Определенного ответа не удалось получить ни в Министерстве транспорта и коммуникаций, ни в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Мол, до конца января были действительны старые разрешения, так что картина прояснится через полтора–два месяца.

Если нельзя заглянуть вперед, попробуем оглянуться. Еще во времена СССР белорусские автопредприятия были одной из важнейших опор транспортного моста между Европой и Союзом. Когда СССР распался, Беларуси, как и всем другим, пришлось получать на межгосударственные перевозки соответствующие разрешения. В пылу эйфории от рыночных преобразований Россия закрывала глаза на то, что ее собственные предприятия в этом конвейере играют второстепенную роль. Но пару лет назад российские транспортники подсчитали, что якобы теряют на этом 250 — 300 миллионов евро в год. Так появился соблазн ущемить чересчур расторопных конкурентов, в том числе белорусских, сокращая выдачу разрешений на доставку грузов из третьих стран.

Последствия не замедлили сказаться. Частный автомобильный бизнес, извините за каламбур, оказался очень мобильным в плане выбора «места жительства». Почувствовав, что в Беларуси прежнего «навара» не будет, многие транспортные фирмы перерегистрировались в той же России. Тем более что тягачи и прицепы им как бы не принадлежали — были взяты в лизинг у известных западных компаний. Так что сегодня те же грузовики зачастую с теми же водителями курсируют по тем же маршрутам из Западной Европы в Россию. Разрешения на это им теперь получать не надо. Однако прибыль и налоги идут уже не по белорусским адресам.

С другой стороны, не замедлили воспользоваться ситуацией, чтобы занять место белорусских конкурентов, польские, литовские автотранспортники. А вот транзитных грузовиков с российскими номерами через Беларусь проезжает по–прежнему мало. «А зачем нам эта головная боль с границами, экологическими нормами, соблюдением режима движения? — сказал мне знакомый российский водитель. — К тому же на внутренних рейсах тарифы практически те же».

Проблематичным остается только положение тех белорусских автотранспортных предприятий, которые и в прежние времена были государственными, и теперь не утратили общенационального значения. На них в первую очередь можно надеяться, доводя планы увеличения на нынешний год объема перевозок и валютных поступлений в 10 — 11 процентов, как это сделано по отношению к автокомбинату N 3. Но как обеспечить этот рост, если перед грузовиками без соответствующих разрешений попросту закрываются границы?

Проблема не единожды была предметом переговоров белорусского и российского транспортных ведомств. 18 декабря в Москве состоялась очередная деловая встреча, на сей раз на уровне министров с участием посла Беларуси в России и заместителя государственного секретаря Союзного государства. Из бесед со специалистами удалось выяснить, что позиции поначалу существенно расходились. Российская сторона, заявил министр транспорта Игорь Левитин, настаивает на равном участии национальных компаний в перевозке грузов. Белорусская придерживалась того мнения, что если мы живем в едином союзе, то и разрешения на доставку грузов из третьих стран ни к чему, поскольку примерно так обстоит дело и в Евросоюзе. Станет ли выходом создание совместных автотранспортных предприятий, как предложила Москва? Это будет обсуждать совместная рабочая группа, чтобы выработать в результате некий документ об объединенном транспортном пространстве Союзного государства. Предполагается, что в конце марта его рассмотрит союзный Совет министров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter