Ваше “мобильное” право

Завтра вводятся в действие правила по ремонту сотовых телефонов, стационарных телефонных аппаратов, факсов, автоответчиков, модемов, громкоговорителей, приемников трехпрограммного вещания и других устройств. Недостаточность существующей нормативной базы привела к тому, что ремонтом мобильных телефонов занялись «кулибины» из подвалов. Они-то и вывели мобильники на второе место (после обуви) по числу жалоб потребителей. Во многих случаях после ремонта в мобильниках обнаруживались прежние дефекты, которые «не получилось» устранить. Что-либо предпринять против гореастеров было довольно проблематично, поскольку ремонт мобильных телефонов — нелицензируемый вид деятельности.

Ремонт — не больше двух недель
Теперь станет гораздо проще. Издание “Правил выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств”, утвержденных постановлением Совета Министров № 393, упорядочивает взаимоотношения мастерской и клиента. В них четко оговорено, что ремонт мобильников и других средств связи не может превышать 14 дней, в то время как сегодня он может растянуться и на месяц, и на два. И срок диагностики, не требующей подтверждения организации-изготовителя, — это не безразмерное понятие, а максимум три дня. Минимальный гарантийный срок на выполненные работы составляет четыре месяца, а не две недели, как сложилось во многих сервис-центрах. К тому же исполнитель не имеет права без согласия заказчика оказывать ему дополнительные платные услуги, а если он их, как говорится, навязал, то заказчик вправе отказаться от их оплаты.
“Левые” аппараты будут снимать с гарантии
Однако наибольший интерес для владельцев “трубок” представляет норма правил, согласно которой мастерская вправе отказать заказчику в ремонте сотового телефона либо произвести его без гарантии не только при нарушении условий эксплуатации (следы влаги, химических веществ, перегревания), но и при отсутствии сертификата соответствия данного телефона в Беларуси.
Это значит, что если вы купили мобильник на базаре, то у вас повышенная вероятность остаться без гарантийного ремонта, поскольку индивидуальные предприниматели реализуют очень много несертифицированных моделей. Они скрывают, к примеру, что компания “Моторолла” не сертифицировала пока что в Беларуси ни одной своей модели. Уверения продавцов, что телефон без сертификата соответствия все равно имеет гарантийное обслуживание, — заведомый обман. На самом деле нет сертификата — нет гарантийной поддержки производителя. Но даже если модель сертифицирована, то и это теперь не означает, что на ваш конкретный аппарат распространяется гарантия производителя. Для этого должно быть соблюдено второе условие — легальный ввоз в страну.
К тому же после 1 апреля ИП- “теневики” стали перевозить через границу бытовую технику в деталях, собирая ее уже в стране. Подтолкнула их к этому необходимость уплаты наравне с юридическими лицами 18 процентов НДС, 5 процентов таможенной пошлины и 15 процентов местного налога с продаж. Может ли быть у такого рода “техники” гарантия производителя?
Как вычеркнуть сотовые телефоны из “черного” списка? 
Государство уже давно готовит сертификацию услуг по ремонту мобильных телефонов и средств электросвязи бытового назначения, вопрос лишь в сроке. Первоначально ее объявили с 1 июля, но перенесли на начало следующего года.
Процедура такой сертификации означает серьезнейший экзамен по десяткам пунктов, без сдачи которого мастерская потеряет право заниматься данным видом деятельности. В процессе экзамена специалисты Госстандарта и Минсвязи будут изучать, достаточна ли квалификация у персонала сервис-центра, как давно он проходил переобучение (модельный ряд мобильных телефонов меняется каждые три месяца), позволяет ли площадь помещения оказывать данные услуги, есть ли необходимое оборудование, не пропущены ли сроки его поверки, насколько соответствуют законодательству сроки выполнения работ, соблюдаются ли установленные правила выдачи клиентам подменных аппаратов.
— Давно уже назрела и другая мера, — считает директор столичной фирмы “Нью-ленд” Семен Нечаев, — запретить комиссионную торговлю в точках подключения мобильных операторов. Под ее прикрытием продают новые мобильные телефоны, нелегально ввезенные на территорию страны. От этого страдает и бюджет, теряющий налоги, и покупатель: он автоматически лишается гарантийной поддержки производителя, хотя в салонах этого не афишируют...
Спасение утопающего — дело рук самого утопающего?
— Государство шаг за шагом решает назревшие проблемы с качеством мобильных телефонов и их ненадлежащим сервисом, — считает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина Барышникова. — В течение последнего года были введены идентификационные знаки на ввозимые сотовые телефоны, что облегчило борьбу с их контрафактными поставками, ужесточены правила торговли в Интернете, в результате чего продавцам сложнее прятаться от покупателей, ожидается сертификация. Но и самим покупателям следовало бы пользоваться предоставленными им правами. Прежде всего — читать те документы, которые им предлагают подписать, и вникать в их смысл.
Примеров потребительской беспечности — огромное количество. Так, в Гомеле при ремонте аппарата “Нокиа” мастер обнаружил следы давнишнего попадания воды. Поскольку мобильник был куплен всего два дня назад, они никак не могли образоваться за это время, а значит, под видом нового человеку продали “бэушный” телефон, так называемый “утопленник”. Тут-то и выяснилось, что в момент покупки человек даже не раскрыл гарантийный талон, чтобы посмотреть, а что же там написано. Дата продажи в нем оказалась вчерашняя, вместо названия интернет-магазина — название одного из рынков, УНН предпринимателя — несуществующий, фамилия — вымышленная. В то же время настоящую фамилию ИП узнать проще всего — она указана в лицензии.
В Минске по объявлениям в газетах продают мобильники с “печатью” в документах, сделанной игрушкой “штампик” из “Детского мира” — с ее помощью можно набирать слова...
Самый надежный способ уберечь себя от такого рода неприятностей, советуют специалисты, стать юристом на дому. И для начала научиться “добывать” в момент покупки все положенные на товар документы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter