"Ваше благородие, госпожа Разлука"

Сенсационные подробности о последних днях великого артиста 31 год назад вышел на экраны любимый фильм всех времен и народов "Белое солнце пустыни".
Сенсационные подробности о последних днях великого артиста

31 год назад вышел на экраны любимый фильм всех времен и народов "Белое солнце пустыни". Тогда же, чуть не дожив до премьеры картины и до своего 43-летия, ушел из жизни актер Павел Луспекаев, запомнившийся ролью Верещагина и песенкой "Ваше благородие, госпожа Удача". О том, сколь страшна и трагична была его жизнь, мало кому известно до сих пор.

Снимался Павел Борисович в картине, лишившись стоп обеих ног. Для него были изготовлены сапоги специальной конструкции. Каждый шаг причинял адскую боль. Режиссер хотел, щадя актера, сделать роль Верещагина статичной, свести набор движений к минимуму. Но Луспекаев противился - играл, преодолевая боль, сам, без дублера. Порой по многу дублей, как, например, в знаменитой сцене на баркасе, где он расшвыривает в море бандитов с криком: "Помойтесь, ребята!". Съемки проходили в Дагестане, под Махачкалой, и в туркменской пустыне. Каждый день актер вышагивал на своих протезах по зыбучим пескам, поддерживаемый заботливой женой - актрисой Инной Кирилловой.

К тому времени актер сумел прожить жизнь достаточно бурную - ремесленное училище в Луганске, партизанский отряд, ранение, учеба в Щепкинском театральном училище, работа в Тбилиси, Киеве, в ленинградском БДТ, съемки в 15 фильмах. Тяжелая болезнь сосудов началась в юности, когда Луспекаев обморозил ноги в партизанском отряде. Его талант ценили не только главреж БДТ Георгий Товстоногов и коллеги по театру - Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Ефим Копелян, Олег Борисов, Кирилл Лавров, но, к примеру, и один из выдающихся актеров мира, знаменитый английский трагик Лоуренс Оливье. К началу съемок Луспекаева в "Белом солнце пустыни" слухи о страдающем от болезни талантливом актере-самородке дошли до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая распорядилась раздобыть для Луспекаева за границей нужные лекарства.

А в то же время, по воспоминаниям режиссера картины Владимира Мотыля, чиновники были недовольны тем, что второстепенный персонаж, разбитной выпивоха Верещагин, превратился в патриота державы - образ, не уступающий Сухову. Из-за этого съемки картины были остановлены на полпути, решался вопрос - то ли ее закрыть, то ли сменить режиссера. Мотыль свидетельствует, что к судилищу примкнул и один из сценаристов "Белого солнца пустыни" Валентин Ежов: "Ущемленная амбициозность ленинского лауреата настолько его ослепила, что в адрес великого Луспекаева он нес одни оскорбления: "Где режиссер отыскал никудышного артиста с бабьими руками?".

Впрочем, возможно, режиссер Мотыль и необъективен - известно о его нынешних разногласиях со сценаристами картины, господами Ежовым и Ибрагимбековым, вышедшими на книжный рынок с романом "Белое солнце пустыни". В нем легендарный фильм предстает чуть ли не эротической повестью.

Павел Луспекаев запомнился многим как человек буйного темперамента - гремучая смесь матери-украинки и отца-армянина. На вступительных экзаменах в "Щепку" он довел педагогов чтением басни до гомерического хохота. Сочинение написать был не в силах, поэтому заполнил листы ахинеей, добавив в конце: "Да здравствует товарищ Сталин!", справедливо рассудив, что "двойку" под этой фразой поставить никто не осмелится. Во время занятий по танцу шокировал преподавательницу обращением "Мамаша!" и похлопыванием по плечу. Часто разыгрывал этюды в Московском метро - изображал, к примеру, глухонемого. Когда ловил на себе сочувственные взгляды пассажиров - радовался.

Позже, на гастролях в Кисловодске, Луспекаев и его товарищи-актеры как-то опаздывали на выездной спектакль в Пятигорск. Когда поезд подошел к перрону, стало ясно, что выйти невозможно - в вагон рванула толпа пассажиров. Тогда Луспекаев громовым голосом объявил: "Граждане, расступитесь! Дайте пройти группе пациентов сумасшедшего дома!". Уловка удалась - артистов выпустили.

Оказавшись в Питере, Луспекаев поначалу робел перед коллегами из прославленной труппы БДТ. А вдобавок в кинотеатрах вместо журнала перед фильмом стали крутить противопожарную короткометражку, в которой Луспекаев снялся еще в Киеве ради денег. После пожара, возникшего из-за сигареты, актер тыкал пальцем прямо в камеру и произносил: "Это должен помнить каждый!". Перед каждой репетицией артисты подкалывали Луспекаева: "Помни, Паша, помни. Дай, кстати, закурить".

Будучи человеком сверхобщительным, Луспекаев моментально переходил со всеми на "ты". Как известно, он не утруждал себя заучиванием текста пьес и частенько на сцене нес отсебятину. Однажды драматург Игнатий Дворецкий попросил его: "Павел, ты уж выучи роль назубок, я тебя очень прошу". На что Луспекаев ему ответил: "Игнат, ты уж меня извини, но я не то что тебя, я самого Чехова Антона Павловича своими словами играю!".

Луспекаев легко обзаводился друзьями, обожал застолья. Порой совершал необъяснимые экстравагантные поступки. По воспоминаниям артиста Всеволода Кузнецова, они вдвоем как-то направлялись гульнуть в питерский ресторан "Восточный". Увидев на Невском девушку-школьницу с эскимо, Луспекаев восхищенно застыл и попросил ее дать куснуть мороженое. Та не отказала. Вкусивший эскимо Луспекаев воскликнул: "Какая чистая, открытая душа!" - и тут же купил на все "ресторанные" деньги огромный букет цветов для девушки. Но ее уже не было. Так и остались приятели трезвые, но с цветами.

Луспекаев женился на своей однокурснице по Щепкинскому училищу Инне Кирилловой, прожил с ней всю жизнь и был счастлив. Вместе с тем, по рассказам друзей, был он страшным бабником. Известно, в частности, о его влюбленности в молодую актрису Татьяну Ткач. Когда Луспекаева пригласили на роль Верещагина, он поставил условие, что будет сниматься только с ней. Татьяне Ткач дали роль старшей жены в гареме Абдуллы. Сцен отсняли много, но после сокращения картины от "старшей жены" осталась лишь одна фраза - "А может быть, Гюльчатай его плохо ласкает?" - да голый живот в сцене, когда жены, пряча лица от Сухова, задирают юбки.

О том, что Верещагин неравнодушен к "старшей жене Абдуллы", знала вся съемочная группа. В номер к Татьяне Ткач даже приходила жена Луспекаева и просила: "Танечка, Паша отказывается есть, говорит, что пищу примет только из твоих рук. Приди покорми его, пожалуйста!".

Как-то в дружеской беседе с Михаилом Козаковым Луспекаев обронил: "Знаешь, почему тебе с женщинами так трудно? Потому что женщины по природе своей кошки, их всегда надо по шерсти гладить, а ты часто - против".

В 1962 году, 3 года спустя после переезда Луспекаева в Ленинград, у него обострилась болезнь ног. На одной ступне появилась рана, которая никак не зарубцовывалась. Сыграть в БДТ Скалозуба в "Горе от ума" так и не пришлось - премьера прошла без Луспекаева. Через три года ему удалили пальцы ног, затем одну стопу, вторую. С театром пришлось расстаться окончательно. Изредка бывало кино, чаще телевидение - там актера снимали сидящим по пояс. Но в основном Луспекаев лежал дома, в четырех стенах, писал рассказы, о чем знал только его сосед по лестничной площадке Олег Басилашвили.

А вот о том, что артист, доведенный болью до отчаяния, подсел на болеутоляющий наркотик - пантопон, знали лишь самые близкие. Иногда в сутки Луспекаев колол себе 10 - 15 ампул пантопона. "В душу залезает холодный гад и нагоняет тревогу и страх. Просто начинает испаряться укольчик, будь они прокляты!" - писал артист в дневнике. Наркозависимость оказалась для него столь же страшна, как и боль. Но мириться с наркотиками Луспекаев не пожелал, он считал, что это обман и мишура. За несколько месяцев актер сумел самостоятельно "соскочить" с иглы и, по его собственному признанию, почувствовал себя счастливым.

По воспоминаниям Евгения Весника, товарища Луспекаева по Щепкинскому училищу, как-то в 3 часа ночи они присели на скамейку на Невском проспекте. Павел Луспекаев, уставший от ходьбы, похвастался своей палкой-талисманом

: "Люблю ее. Привык к ней. Чувствую: потеряю - ей-богу, не смейся, умру!". Подошла компания молодых людей, попросила спички. И исчезла - вместе с палкой. Весник отвез Луспекаева домой на такси. По дороге, как показалось Веснику, Павел Борисович тихо плакал.

А через несколько месяцев Павел Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты в московской гостинице "Минск", в момент съемок телефильма "Вся королевская рать". Роль Вилли Старка в этой картине вместо Луспекаева сыграл Георгий Жженов.

На Северном кладбище Санкт-Петербурга, где похоронены Павел Луспекаев и Инна Кириллова, установлены памятник артисту и плита с благодарственной надписью от таможенников Северо-Запада. Каждый год они приходят сюда в день рождения артиста и поднимают бокал за его здоровье. Повезло и тезке актера - Верещагину, его именем назван не так давно спущенный на воду во Владивостоке таможенный патрульный катер.

Дочь актера - Лариса Луспекаева - окончила филфак университета и работает директором пансионата "Балтиец", что в Репино, курортном поселке под Санкт-Петербургом. А старшая внучка знаменитого артиста Даша пошла по стопам Верещагина - в этом году она поступила в Таможенную академию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter