Ваш старт, сэр. Рюмочку допинга?

Вадим Девятовский: «Я не принимал допинга, это однозначно»

«Знаю  тренеров,  которые  на  время  припрятывали  своих  атлетов  от проверок  международных  контролеров…»

Когда узнал, что у наших метателей молота серебряного и бронзового призеров Олимпийских игр в Пекине Вадима Девятовского и Ивана Тихона допинг-тесты якобы дали положительные результаты, был просто шокирован новостью. Зачем им было колоться тестостероном – дешевым допинговым препаратом, который помогает наращивать мышечную массу и улучшает силу?! Они и так прекрасно подготовились к Играм.

В нынешнем году видел их в деле. И они были в отличной форме. Правда, у Ивана потом болела спина, но все равно он был готов к Играм. И вдруг допинг! Как такое могло случиться? Ведь спортсмены столько раз проходили тесты. Девятовский, к примеру, восемь раз в нынешнем году подвергался анализам. Тихон — не меньше.

К сожалению, мобильный телефон у Ивана Тихона не отвечал. А с Вадимом Девятовским удалось поговорить.

— Я не принимал допинга, это однозначно, — ответил Вадим. — И буду доказывать до последней инстанции. Понимаю, трудно, но хочу сохранить свое честное имя…

21 сентября в офисе Международной федерации легкой атлетики пройдет разбирательство с участием обоих спортсменов. Будем надеяться, они докажут свою правоту!

Весной белорусский парламент ратифицировал Закон «О присоединении Республики Беларусь к Международной конференции о борьбе с допингом в спорте». А впервые на высоком уровне о борьбе с допингом заговорили еще в 1980 году. Тогда по инициативе Международного олимпийского комитета Совет Европы принял специальную конвенцию. В 2005 году в Париже под эгидой ЮНЕСКО принята Международная конвенция.

Допинг атлеты принимают издавна. Так, американский олимпийский чемпион 1912 года в марафоне во время забега выпивал виски со стрихнином. Сейчас бы его обязательно дисквалифицировали. Применение допинговых препаратов нарушает спортивный принцип выявления сильнейших. А главное, угрожает здоровью спортсменов. Немало атлетов в погоне за высокими результатами умирали прямо во время состязаний или на тренировках. Сейчас методы контроля значительно ужесточены. Тем не менее многие попадаются во время взятия проб. Наши спортсмены, увы, тоже не исключение.

С 1994 года по нынешнее время засветилось на допинге свыше 45 белорусских спортсменов. Нынешней весной положительные результаты получены в пробах сразу трех тяжелоатлеток, которые и не входили в национальную сборную. Последовала дисквалификация члена национальной команды по женской борьбе. Летом попались еще три легкоатлета.

Знаю тренеров, врачей национальных команд, которые в начале минувшего десятилетия давали своим подопечным запрещенные препараты. Потом обычно припрятывали атлетов в укромных местах, чтобы туда не добрались международные контролеры. Белорусы попадались, как правило, из-за того, что раньше времени выезжали на зарубежные старты или сборы. Бывало, неожиданно приезжали офицеры ВАДА. Так была дисквалифицирована вся национальная команда тяжелоатлетов. А почему сейчас нет-нет да и случаются подобные случаи? От незнания?

— Мы проводим немалую просветительскую работу с тренерами, врачами, атлетами, — говорит заведующая антидопинговым отделом Республиканского центра спортивной медицины (РЦСМ) Светлана Митрофаненкова. — Многие запрещенные препараты есть в обычных лекарствах. Скажем, в мочегонных средствах… Нелегко сориентироваться: безвредны те или иные таблетки?..

Нынче насчитывается около 100 тысяч допинговых препаратов. Но запрещенных — около 3 тысяч. Каждый год в этот каталог вносятся изменения. Так, до 2003 года среди них числился кофеин. Сейчас его исключили. Но если спортсмен выпьет чашек семь крепкого кофе, то это посчитают допингом. Алкоголь, к примеру, считается запрещенным в соревновательный период и в отдельных видах, например, в стрельбе… Словом, надо постоянно быть в курсе событий.

Сейчас появилось много биологически активных добавок (БАД). Раньше все их поставки из Беларуси отправляли на тестирование в Московскую антидопинговую лабораторию. Но с 1 января нынешнего года всем лабораториям решением МОКа это делать запрещено. Поэтому наше антидопинговое агентство пока только запрашивает у фирм, производящих БАДы, сертификаты. Атлеты принимают добавки на свой страх и риск. Около 20 процентов их, по данным германских и американских лабораторий, опасны. В прошлом году из-за их употребления были дисквалифицированы двое канадцев. Они подали на фирмы в суд и отсудили по миллиону долларов. Но дисквалификацию с атлетов не сняли.

Николай Кручинский, директор Национального антидопингового агентства (НАДА), считает, что проблема с допингом будет существовать всегда.

В 1999 году в Швейцарии спортивной элите был задан вопрос: «Стали бы вы применять допинг, зная, что завоюете золотую олимпийскую медаль, сократив при этом жизнь на 10 лет?» — «Да», — ответили 25 процентов опрошенных. В 2004 году согласились с ними 14 %. В 2005 году такое исследование провели в России. Положительно ответили около 85 процентов респондентов. В Беларуси в неофициальном опросе цифра поражает – свыше 90 %! Почему атлеты ради побед и триумфа готовы гробить свое здоровье?

Сейчас идет расследование по поводу положительных тестов допинг-проб, взятых в межсоревновательный период у нашей бегуньи, рекордсменки мира Алеси Туровой. А также еще у нескольких атлетов, имена которых НАДА пока не называет. Допинговые скандалы не думают униматься…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter