В июле — 140 лет со дня рождения Тётки (Алоизы Пашкевич)

Ваш классик из провинции

В июле — 140 лет со дня рождения Тётки (Алоизы Пашкевич)
ЛИТЕРАТУРНОЕ движение в этом году обрело какое-то новое дыхание. То ли Год культуры всему приятный повод, то ли обилие круглых дат наших «песняров» тому виной. Объективно: проектов, связанных с писательским трудом, стало заметно больше.

Юбилеи Ивана Мележа, Ивана Шамякина, Кондрата Крапивы, Змитрока Бядули, Максима Богдановича... В июле — 140 лет со дня рождения Тётки (Алоизы Пашкевич). На Щучинщине, откуда родом писательница, уже задумали литературную тусовку. В нескольких перечисленных фамилиях, не ошибусь, — целый пласт нашей культуры, белорусской традиции, особенного лица нации.

Но импонирует больше всего в процессе писательских «угодак» того или иного автора именно то, что активизируются на время торжеств не только ученые и литературоведы столицы, но и работники культуры из провинции. Это, на мой взгляд, более чем органично, ведь корни наших классиков оттуда, откуда большинство из нас, — из деревни. И пусть формат не слишком уж нов, и масштаб не впечатляет. Достаточно хотя бы, чтобы свои же (земляки) вспомнили, что именно их малой родине принадлежит классик.

Приведу в пример Хойникский район. «Глинщуки» (так называют себя земляки Ивана Мележа) очень уважали знаменитого писателя как добродушного и отзывчивого человека. И многие из односельчан с благодарностью рассказывают о той самой встрече в мае 1976 года, когда Мележ с делегацией     писателей попросил Петра Машерова полететь на хойникскую землю на вертолете, чтобы поздороваться с односельчанами, навестить дальних родственников... Дом-музей писателя строили его благодарные земляки, образы которых он оставил в «Полесской хронике» навсегда, толокой: отцовский дом Мележа продали, и тогдашние хозяева не согласились с ним расстаться. Сейчас в музее — уникальные личные вещи автора и, конечно, традиционные литературные чтения. А в Глинище именем классика названы сельскохозяйственное предприятие, школа, улица с новыми коттеджами. Есть памятник писателю.

А вот пример только еще зарождающегося, но такого, как мне кажется, нужного проекта. В Бобруйске идет сбор денег на музей Алеся Адамовича в деревне Глуша, где похоронен писатель. Хотят его создать в доме, где до войны располагалась аптека, в которой работала мать Алеся Адамовича. В годы войны деревянная хата была явочной квартирой партизан. Здание построено в 1935 году. Ему нужна основательная реконструкция. Дочь Алеся Адамовича Наталья намерена передать множество экспонатов в будущее хранилище раритетов. Они станут основой экспозиции, в которой будут представлены как литературные герои, прототипами которых были жители самой Глуши, так и военная летопись тех мест.

Пройдет 50, 70 и 200 лет. Классики уходят в вечность, и о них всегда остается память. Чаще — в воспоминаниях потомков, экспозициях больших столичных музеев. Но не не менее важны его истоки, корни, чтобы именно там, в глубокой провинции, в родной деревушке зримо присутствовала эта самая память. Вот почему так важны небольшие сельские музейчики, памятники, созданные иногда деревенской толокой, по инициативе простых земляков. Которые хотят гордиться своими знаменитостями. Гордиться сами и завещать эту гордость уже своим потомкам.  Разве не это так ценно, когда мы говорим о нашем общем культурном наследии?

Талант писателя не измерить изданными книгами, завершенными творческими проектами, другими делами. Но дорогого стоит, когда про знаменитого односельчанина его современники говорят: он — наш.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter