Вас постричь? Ковер почистить?

Как коммунальная служба района обрела “второе дыхание” Минувшим летом на голубой глади одного из красивейших водоемов Брестчины — водохранилище Селец, что под Березой, отдыхающие, в которых здесь никогда нет недостатка, к своей радости обнаружили катамаран. Искушенные тут же выстроились в очередь покататься, иные с интересом расспрашивали о диковинной лодке, не рискуя с ходу кинуться в путешествие. Добрая слава, впрочем, разлетелась быстро, и экзотическое плавсредство вскоре облюбовали даже местные рыбаки. Простоя не бывало ни минуты — даже на ночь просили оставить. В общем, новое дело пошло, понял директор районного комбината бытового обслуживания Василий НОВИК.

Как коммунальная служба района обрела “второе дыхание”

Минувшим летом на голубой глади одного из красивейших водоемов Брестчины — водохранилище Селец, что под Березой, отдыхающие, в которых здесь никогда нет недостатка, к своей радости обнаружили катамаран. Искушенные тут же выстроились в очередь покататься, иные с интересом расспрашивали о диковинной лодке, не рискуя с ходу кинуться в путешествие. Добрая слава, впрочем, разлетелась быстро, и экзотическое плавсредство вскоре облюбовали даже местные рыбаки. Простоя не бывало ни минуты — даже на ночь просили оставить. В общем, новое дело пошло, понял директор районного комбината бытового обслуживания Василий НОВИК.

А раз так — решили к следующему сезону расширить прокат водно-спортивного инвентаря, для чего запустить пять-шесть катамаранов, обустроить платный пляж, где за чисто символическую плату мячи, круги, матрасы и прочую утварь предоставлять народу, оборудовать площадку для пляжного волейбола, лягушатник для малышей, отгородить стоянку для машин. “Мы не сторонники взвинчивания цен. Мы за то, чтобы создавать рабочие места, а наши услуги чтобы были доступны всем” — с такой установкой год назад возглавил РКБО Василий Васильевич. И, бросившись со всем присущим неугомонной натуре энтузиазмом в совершенно новое для себя дело, о своем выборе сегодня ничуть не жалеет. Хотя и до чувства глубокого удовлетворения результатами, признается, еще очень далеко.
А вот результаты-то как раз и впечатляют. Похоже, у коммунальщиков открылось “второе дыхание”. За год темп роста объемов работ и услуг на предприятии составил 176,8 процента, а в сельской местности — более трехсот... Спрос подскочил буквально на все услуги — ритуальные, пошив и ремонт одежды, изготовление трикотажных изделий, прокат. Из всех 11 государственных социальных стандартов по видам услуг установленные нормативы превышены в 2—5 раз. Самая успешная сфера — чистка ковров, ведь тот факт, что купить ковер в интернет магазине уже можно в любом городе страны повлияло на их количество.
Минувший год впервые за последнее время комбинат завершил с прибылью. Миллионы заработанных средств вложили в ремонт комплексных приемных пунктов, помещений для нового магазина и художественной мастерской, работу которой заметили прежде всего жители деревни Малеч: более 200 привлекательных пластиковых табличек с названиями улиц украсили дома сельчан. Стенды, плакаты, уличные растяжки, вывески в райцентре — все это дело рук пока только единственного специалиста мастерской художника Раисы Нелипович. Сотню вывесок “Дом образцового санитарного порядка” заказали сельсоветы, более шестисот — “Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны” — прописались по адресам особой заботы в районе. Стоило директору представить образцы новой продукции комбината в райисполкоме, заказы посыпались от учреждений образования, культуры и здравоохранения, нет отбоя от индивидуальных предпринимателей, желающих оформить свои ларьки да магазинчики.
Состояние дел в КБО, который ему пришлось принять, кого угодно могло повергнуть в уныние: зарплата в 20 тысяч белорусских рублей; дисциплина по принципу “с утра выпил — весь день свободен”; общее запустение да грязища непроходимая на территории головного предприятия, об эффективности производства и говорить не приходилось.
Только не из слабого десятка оказался новый руководитель, сорокалетний подполковник запаса Василий Новик, вчерашний начальник штаба, первый заместитель командира местной авиабазы, — полжизни летал, прыгал с парашютом, руководил полетами, имея в подчинении полторы тысячи человек. Вот и начал с дисциплины и порядка, к которым привык. “Построение” “личного состава” утром — определение задач. И вечером — подведение итогов дня. С некоторыми, кто недопонял новую политику, пришлось расстаться. Другие предпочли учиться на чужом опыте. Почти год ушел на восстановление авторитета РКБО.
Первые четыре месяца трудился допоздна без выходных. Буквально для каждого работника разрабатывал должностные инструкции, о которых доныне тут никто и слыхом не слыхивал, определял круг обязанностей, мозговал над перспективами. И сегодня, признается Василий Васильевич, ему уже не стыдно заходить в райисполком, потому как сразу же востребованность своего предприятия ощущает: кому-то государственные флаги нужно изготовить, кому-то мебель отремонтировать, кому-то униформу сшить...
Сегодня, кстати, в рабочие костюмы от местных кутюрье одевается вся районная больница, Березовская ГРЭС, подростковая баскетбольная команда. Пусть даже цена чуть выше, нежели у других, зато качество — на высшем уровне. Что именно качество основа успеха, сегодня объяснять никому не надо: ни работникам комбината, ни потенциальному потребителю. А потому с удовольствием покупает народ одеяла производства местного КБО, постельное белье и другие товары. Потому и в местную прачечную теперь охотнее ходит: если год назад здесь две тонны белья стирали, то теперь — четыре, есть востребованность, и намного большая, заключили договора даже с другими районами. Только вот оборудованию уже по 15—20 лет. Впрочем, перспектива имеется, сегодня здесь работают над бизнес-планом, цель которого — включиться в республиканскую инвестиционную программу техперевооружения.
Здесь же, в прачечной, затеяли еще один, доселе невиданный в Березе вид услуг — чистку ковров. Не пожалели к тому времени уже заработанных средств на импортный профессиональный моющий пылесос, высококачественные порошки, даже предложили выезжать по адресам заказов. Адреса, кстати сказать, обнаружились и за пределами района.
Что еще успел придумать неугомонный руководитель? Открыл в райцентре магазин по реализации конфиската. Пока единственный среди предприятий бытового обслуживания. Из Бреста сюда возят задержанный таможней товар, который, понятное дело, гораздо дешевле обычного. Здесь же — продукция собственного производства. В общем, редкий посетитель уходит без покупки.
Сшитое здешними мастерицами из высококачественной барановичской бязи постельное белье чрезвычайно высоким спросом и на селе пользуется. В деревне Здитово прекрасно знают, что дешевле оно намного да и привлекательнее магазинного. Вот и сегодня за подарком для дочери пенсионерка Мария Дмитриевна пришла сюда, на комплексный приемный пункт, к его хозяйке Елене Шульган: Леночка, мол, и посоветует, и лучшее предложит, да и домой зайдет, спросит, не нужно ли чего.
За последний год в четыре раза возрос в приемных пунктах объем реализации товаров и услуг. И это — результаты новых веяний.
— Каждый приемщик на селе, — рассказывает Василий Васильевич, — обязательно должен зайти к председателю сельсовета, руководителю сельхозпредприятия, в школу, садик, больницу, обойти жителей деревни, особенно — участников Великой Отечественной войны, инвалидов. И спросить, не нужно ли чего. Таким образом и изучение спроса ведется, в результате которого созревают новые предложения, новые идеи...
Из новых идей — например, намерение в незадействованных помещениях комплексных приемных пунктов установить бильярдные, теннисные столы, столики для шахмат и шашек, дартс. Пусть даже бесплатно народ пользуется — все равно никакого толку с пустующих площадей. А сельчанам — разнообразие досуга.
С превеликим воодушевлением такую перспективу восприняла заведующая детским садиком деревни Ревятичи Нина Федоровна Костенко, заглянувшая в местный КПП, как сама призналась, исключительно за товарами белорусского производства, качество которых неизменно всем другим предпочитает. А куда еще податься? Если даже из такого крупного населенного пункта, центра СПК, автобус в Березу только три раза в неделю ходит. Как же молодежь здесь удержать — вот где вопрос для нее отнюдь не праздный. Пятнадцать лет назад в только что открывшийся садик приходило 90 деток. Сегодня — вдвое меньше...
Очень сильно вдохновился Василий Васильевич идеей создания агрогородков, обозначенной в проекте Государственной программы возрождения и развития села: это же возможность открытия новых рабочих мест, поскольку условия для привлечения специалистов создаваться будут. Сегодня пока не очень-то заманишь в деревню швею, парикмахера, обувщика — а ведь они так востребованы.
И все-таки 11 новых рабочих мест за год удалось открыть, главным образом в райцентре — начиная с должности замдиректора по коммерческим вопросам до выездного парикмахера, который за месяц в разных деревнях, кстати сказать, обслуживает до ста человек. В отделе кадров, чего долгие годы здесь не знали, даже очередь образовалась. А ничего удивительного: зарплата — главный ориентир на рынке труда. Она за это время на комбинате в среднем до 200 тысяч рублей поднялась.
— Тут проблема еще и такого порядка, — рассуждает Новик, — не всегда люди хотят работать, но всегда хотят получать зарплату. Вот спрашивает у меня “работяга”: что ж так мало? Отвечаю: у частника ты бы не только этого не получил, но еще и должен остался бы. Я считаю, что нужно создавать условия для того, чтобы люди зарабатывали сами...
Иной раз для создания тех самых условий и усилий-то грандиозных не требуется. Например, чтобы открыть ту же художественную мастерскую, всего-навсего пришлось закупить в Бресте пластик, самоклеящуюся бумагу, хорошие ножи да лезвия. Работа пока ручная, но через месяц-другой планируют ее на компьютерную основу поставить. Вот только бы деньжат поднакопить. Обновление оборудования, изношенность которого на некоторых участках 95 процентов достигает, — на сегодняшний день самый больной вопрос. Выходят из нужды пока тем, что из трех машин одну собирают.
Что касается внедрения новых видов услуг — тут у Новика планов громадье: будет, например, в перспективе и своя строительная бригада, и ремонт кожаных изделий начнут. Впрочем, не распыляясь на многое, директор сегодня предпочитает крепко встать на ноги. А там — вперед. Конечно, внедрение каждой новинки немалых трудов, усердия да терпения стоит. Только на это Василий Васильевич, улыбаясь, отвечает: “Если я не буду каждую минуту решать какие-то вопросы, не буду переживать, добиваться чего-то, зачем тогда вообще на работу ходить?”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter