Польские власти создают на границе большие проблемы западному бизнесу. И нервируют собственных граждан

Варшава «режет» бренды

Многокилометровые очереди из фур на польских пунктах пропуска, к сожалению, стали уже «новой нормальностью». Внятных объяснений заторов в Варшаве не дают, ссылаясь на кризис с беженцами. Впрочем, и до появления беженцев польские пограничники и таможенники по любому поводу любили «включать» медлительность. Вредничают как дети малые. Правда, постепенно нарываясь на международный скандал. Для начала — экономический, который в конце концов может вылиться и в международный. Граница-то белорусско-польская, а фуры стоят и российские, и с другой «пропиской». Но, самое главное, товары они везут под европейскими и американскими брендами. И сонные польские таможенники, и другие служители пограничных служб отрывают транснациональные корпорации от их восточных рынков сбыта. А международный бизнес хотя и широко улыбается, но сильно кусается. Может и на счетчик поставить. 

Затор на границе может спровоцировать и дефицит товаров, и рост цен на них.
Sergei Bobylev/TASS

Первый звоночек, что мировой бизнес недоволен приграничными фортелями Варшавы, прозвучал еще в начале ноября. Российский консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) направил в правительство России письмо, в котором выразил опасения по срыву поставок широкого спектра товаров из-за пробок на границе. А в КСИИ, кстати, входят в том числе Coca-Cola, Mars, Metro, PepsiCo, Danon. Словом, флагманы традиционного западного бизнеса. Между прочим, хотя по объемам продаж у этих корпораций лидируют западные страны, но больше половины прибыли (и почти весь ее прирост) им обеспечивают именно государства третьего мира. Поэтому «блокада» поляками границы и отрыв их от восточного рынка выглядят даже очень небезобидно. Пока же КСИИ констатирует: проблема тем более острая, что возникла она в предпраздничный период. И может спровоцировать и дефицит некоторых товаров, и рост цен на них. Время прохождения фур на белорусско-польской границе превышает 80 часов. А каждый день простоя обходится в дополнительные 500 евро. Есть объездные пути по Прибалтике, но это еще лишних 300 евро (в нормальной ситуации). Плюс транспортная и пограничная инфраструктура по этим направлениям не способна обеспечить транзит грузов. И уже сегодня там возникают пробки. Через Беларусь проходит до 10 процентов российского импорта, 90 процентов которого перевозится автотранспортом. Словом, создав затор на нашей границе, польские власти «кидают на деньги» (извиняюсь за жаргонизм, но именно он наиболее применим в этом случае) и западные транснациональные компании, и российский ретейл. И те и другие могут обидеться и пересмотреть свои взаимодействия с этой страной. А в дополнение влепить иски. Транснациональные корпорации любят это дело. И умеют в судах проворачивать. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter