«Карельская сладость из лесов Сибири»: как под видом экопродукта в Минске продают неизвестно что

Вареньевый туман

В эру пищевых добавок и различных заменителей на экопродукт народ падкий. Особенно в сезон простуд, когда хочется, чтобы иммунитет был покрепче. Стоит вечно спешащему жителю мегаполиса услышать магическое «натуральный продукт», «по старинным домашним рецептам» или «без добавления сахара», у многих срабатывает рефлекс: надо брать! Остановиться и проверить, насколько убедительные рекламные речи соответствуют действительности, некогда. И этим пользуются дельцы. Товар сомнительного состава и качества можно приобрести даже в местах санкционированной торговли, например, на территории магазина под видом краткосрочной «ярмарки». В этом убедилась корреспондент «Р».

Бабушка Ася от Саши

Целебный продукт накладывали на развес из ведер «из особого термоустойчивого пластика» в одноразовые пластиковые контейнеры. 
«Карельское варенье без сахара». Рекламный стенд у супермаркета в столичном микрорайоне Домбровка не мог не привлечь внимания. Признаюсь, слабость к лесным ягодам питаю давно. Осведомлена, что на северных территориях, где из-за сурового климата не развито земледелие и почвы не обрабатываются минеральными удобрениями и пестицидами, сохраняется их уникальный природный состав, и все, что там выросло, особенно богато полезными веществами. А тут пятница, конец напряженной рабочей недели, самое время расслабиться и согреться чашкой чая с полезным для здоровья вареньем.

Стол-прилавок, расположившийся прямо у входа, выглядел призывно: украшали его искусственные гроздья винограда, новогодний «дождик» и яркая надпись «Без сахара. Рецепты бабушки Аси». Ценный лесной продукт находился в огромных пластиковых контейнерах, прикрытых ПВХ-пленкой. Над ними — названия ягод с описанием их свойств и цифрами без указания единицы измерения: как позже выяснилось, это цена. Клюква — 17 рублей за килограмм, облепиха — 20, морошка — 37, княженика — 47, смесь дикоросов — 40.

Почитать сопровождающие каждую ягоду рецепты не успеваю: бойкий молодой продавец уже протягивает на палочке варенье — отведать. 

— Сладкое, — констатирую.

— Оно из карельских ягод по особой технологии и без добавления сахара. Вы больше любите с кислинкой? 

Не успела опомниться, как через несколько секунд облепиху уже щедро накладывают в литровый пластиковый контейнер. 

— У вас все, смотрю, в пластик пакуется?

— Это специальный термоустойчивый пластик, — скороговоркой отвечает продавец и тут же меняет тему: облепиха — по 20 рублей, давайте до двадцати пяти довесим?


Дома, увидев покупку, разглядываю продукт уже трезвым взглядом. Варенье странное: больше похоже на джем или густой кисель, ягод там — пересчитать по пальцам. Запоздало вспоминаю, что не попросила показать сопроводительные документы. Иду в магазин все это выяснить постфактум, но за прилавком уже никого нет.

— Приходите утром, — говорит какой-то мужчина, видимо, бывший покупатель. — В субботу у них последний день ярмарки! 

Экопродавцы без опыта

На следующий день у прилавка с «рецептами бабушки Аси» хлопочет совсем другой паренек. На вопрос, кто продает и производит варенье, информирует:

— Наше предприятие восемь лет на рынке. Можете в интернете посмотреть. 

Компания набирала сотрудников без опыта работы с зарплатой в 1400 рублей.
Следую совету, благо смартфон с собой. Увы, официальных сведений, в первую очередь ответственных лиц и контактов, не нахожу, зато всезнающий Гугл на запрос выводит на свежее объявление на сайте для поиска работы. Позиционирующая себя как подразделение «международной компании GNSGroup» компания набирает в Минске, Солигорске и Бресте «продавцов экопродукции» с зарплатой от 1400 рублей. 

Продавец Евгений подтверждает: он именно таким путем и трудоустроился. Санкнижки, правда, у него нет, как и документов, подтверждающих прием на работу. Но он убежден, что «стажерам этого не надо». Ему так сказали в компании.

Вторая наводка Гугла — сайт Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. Там размещен комментарий к жалобе одного из минчан, что купленный у этого продавца редкий аккураевый мед оказался сахарным сиропом. Представители санслужбы в ответ сообщают, что в 2017 году производителю вынесено предписание на приостановление работ по реализации меда в виду отсутствия документов, удостоверяющих его качество и безопасность. 

Ссылки на соцсети и на российские сайты потребителей еще больше подогрели беспокойство: там сплошь предупреждения жителей Владивостока, Красноярска, Санкт-Петербурга и других городов, что «карельское варенье» от бабушки Аси — чистейшей воды развод. Описывается один и тот же принцип торговли: «ярмарки» длятся не более 2—3 дней: пока малосведущие пенсионеры и другие доверчивые граждане опомнятся и начнут трезвонить в надзорные службы, продавца и след простыл. Держат «карельскую ягоду» в больших пластиковых вед-рах, фасуют в одноразовые пластиковые контейнеры (видимо, чтобы успеть за пару дней распродать), а для продаж временно набирают молодых неопытных людей по месту реализации товара…

Почему варенье из Карелии, а на столе-прилавке написано «сила Сибири»? Даже школьных знаний географии достаточно, чтобы заподозрить: что-то здесь не то. Отводя глаза в сторону, представитель компании «с восьмилетним опытом на рынке» объясняет это сменой названия компании. Но почему она его меняет, объяснить не в состоянии. А в ответ на просьбу показать документы о владельце и сертификаты с информацией о составе и качестве отходит подальше в другой конец зала и, пообщавшись с кем-то по мобильному, сообщает:

— Все документы у директора Саши. Но он сегодня на другой точке в другом городе. Если хотите, приходите завтра.

В ответ на возражения, что сегодня последний день ярмарки и завтра здесь уже никого не будет, слышится что-то невразумительное. 

После звонка во Фрунзенский РОВД рекламный стенд у магазина был убран, а спустя пару минут — и стол-прилавок. 

Химсостав для физлица

Документы не показали и сотруднику милиции.
Попытки отдать на экспертизу для исследования химического состава «карельскую ягоду» не увенчались успехом. В трех сертифицированных лабораториях, подчиненных Минздраву, Минсельхозпроду и Госстандарту, ответили отказом. Мотивировали тем, что проведение подобных испытаний предусматривает отбор проб непосредственно специалистами лаборатории по строго регламентированной методике. Продукт, который покупатель уже приобрел, тем более без герметичной упаковки, может менять свои свойства при транспортировке и хранении, а следовательно, результаты испытаний могут быть недостоверными. В конце концов, как заметил один из представителей лабораторий, никто не дает гарантию, что физлицо, которое обращается за проверкой, не может туда что-то подсыпать, например, с целью дискредитации продавца или производителя. Поэтому, если покупатель сомневается и желает провести экспертизу продукта, ему нужно подать заявление в надзорные органы для проведения проверки. Правда, это дело не одного дня.

В администрации Фрунзенского района тоже не смогли пролить свет на ситуацию. Наоборот, вопросов стало еще больше. Как там сообщили, компания-продавец, по данным Торгового реестра, своего торгового объекта не имеет и осуществляет торговлю продуктами пчеловодства по образцам. Продуктов пчеловодства мы не наблюдали. Признаков торговли по образцам, которая предусматривает приобретение товаров по договору, заключаемому без одновременного присутствия продавца и покупателя, по факту тоже не отмечено. При этом, как указали в администрации, ответственность за соблюдение требований нормативных актов, регулирующих вопросы осуществления розничной торговли, несет продавец. Круг замкнулся.

Сколько минчан продегустировало чудодейственное карельское варенье от продавцов-кочевников? Действительно ли оно проделало столь долгий путь к белорусской столице в пластиковых ведрах-контейнерах или сварено где-нибудь под Минском по рецептуре, о которой можно только фантазировать? Для потребителя вывод однозначный: если в ваш город заглянет «бабушка Ася» или «директор Саша» со своим экопродуктом без сахара, прежде чем дегустировать, попросите документы, которые продавец обязан предъявить по первому требованию покупателя. Чтобы потом не было мучительно больно за бездумно потраченные деньги.

КОММЕНТАРИЙ

Елена МОРГУНОВА, заместитель генерального директора по стандартизации и качеству продуктов питания НПЦ НАН по продовольствию, кандидат технических наук: 

— Может ли варенье из ягод быть сладким без сахара? Может, если для него использовались сорта, содержащие большое количество сахаров. Но если речь идет об изначально кислых ягодах — клюкве, морошке, — то достичь сладкого вкуса невозможно без добавления сахарозаменителей натурального или искусственного происхождения или же патоки — вторичного продукта производства сахара. Есть технологии изготовления варенья, которые подразумевают варку ягод в сиропе, но, поскольку сахар туда не добавляли, продавец может заявлять, что его продукция — без добавления сахара. В любом случае состав должен обязательно быть указан на упаковке.

Реализовывать варенье на развес нельзя. Этот вид продукции должен быть упакован в герметичную тару (как правило, для этого используются стеклянные емкости с соответствующими режимами стерилизации), где указаны дата производства и срок хранения. Для подтверждения качества и безопасности продукции продавец обязан предъявить декларацию ЕАЭС, в которой есть результаты испытаний и подтверждающие их протоколы исследований. Если продавец позиционирует свою продукцию как экологичную, у него должен быть соответствующий органик- или экосертификат, выданный в нашей стране или в Евросоюзе. Соответственно, сама продукция должна быть промаркирована специальными значками в виде зеленого листка. 

kozlovskaya@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter