Чем запомнился жителям деревни Кривель Шкловского района знаменитый актер Петр Алейников

Ваня Курский, он же Савка-тракторист, он же дядя Петя

Известный советский актер Петр Алейников, даже будучи далеко от своей родной деревни Кривель, всегда вспоминал родственников и односельчан

РАЗНЫЕ роли, характеры, жизненные истории. Но одна судьба, которая тесно переплелась с Кривелем. Память о Петре Мартыновиче до сих пор хранится в музее, который появился здесь именно в день его рождения на праздник святых Петра и Павла 12 июля 1998 года. Корреспондент «СГ» побывала  на родине актера в Шкловском районе и узнала, почему в детстве все дни напролет он проводил с киномеханиками, а будучи уже известным актером, приезжал в родную деревню на велосипеде, который вез специально из Москвы, и какими деликатесами угощал своих родственников и односельчан?

ДОМ-МУЗЕЙ актера в точности воспроизводит деревенскую хату, в которой жила семья Алейниковых. Просторные покои с деревянными лавками, сундук, в котором хранились тканые рубахи, и обязательный атрибут любого крестьянского жилища — печка с большой лежанкой. Так и представляется, как на ней долгие зимние вечера проводила вся семья. А была она большая: у Марьяны и Мартына было шестеро детей, Петя — самый младший. Жили сельчане незажиточно, но чтобы прокормить всю ребятню, денег хватало. Отец работал сплавщиком леса на Днепре, мать занималась хозяйством и воспитанием детей. Женщина была хоть необразованная, но, по воспоминаниям сельчан, мудрая. Считалось, что, если встретить на своем пути Мартыниху, дела сложатся хорошо. Однако в один день (Пете было всего шесть лет) вся семейная идиллия разрушилась. Как-то Мартын во время сплава леса (а тогда стояла глубокая осень) свалился с плота в студеную воду. С постели он так и не поднялся. Марьяна осталась одна с тремя младшими детьми на руках (остальные были уже пристроены).


Так выглядит дом, в котором жил советский актер

Во многих источниках значится, что из-за отсутствия мужской помощи мать была вынуждена отправить Петю и Катю попрошайничать. Однако родственники такую версию отметают. Но доподлинно известно, что после смерти отца жизнь Пети изменилась. Директор Дома-музея Юрий Махорин рассказывает о том периоде жизни сельского мальчугана: «Местные жители вспоминали, что Петя рос добрым, отзывчивым ребенком. Но на месте сидеть не мог — был шебутным. В то время, кстати, до нас стали доходить новые технические веяния. И тогда Петя познакомился с синематографом. Фильмы крутили в Шклове в городском парке, и мальчик всеми правдами и неправдами пытался попасть в кино. Здесь он сдружился с киномехаником, который позже доверял ему крутить ручку проекционного аппарата. Занятие это было ему по душе». Случалось, что некоторые фильмы просматривал по десятку раз. Поэтому без труда воспроизводил их наизусть, а порой даже разыгрывал отдельные интересные сцены. Таланту мальчика удивлялись…


Директор Дома-музея Петра Алейникова Юрий МАХОРИН

Позже паренек попал на учебу сначала в Оршанский детский приемник-распределитель, затем в Борсуковскую детскую колонию, а спустя время в Могилевскую коммуну. Здесь и проявился истинный актерский талант Пети — он руководил драматическим кружком. Алейников играл комедийные роли, знал наизусть многие стихи белорусских поэтов: читал Богдановича, Коласа, Купалу. А с поэмой «Тарас на Парнасе» поехал в Ленинград поступать в Институт сценических искусств. Трудно представить, но из тысячи абитуриентов прошло всего сорок. В списке счастливчиков был и Алейников, который попал на учебу к заслуженному деятелю искусств Сергею Герасимову. Так и закрутилась его актерская карьера.

СТЕНЫ Дома-музея в Кривеле украшают не только кадры из фильмов, в которых играл Алейников, но и уникальные снимки. Их презентовал для экспозиции сын Тарас. На одном Петр изображен со своей матерью, сестрой Катей и племянниками. На другом — Алейников уже с ружьем. Охота и рыбалка были для него любимыми занятиями. Сохранились воспоминания племянника Александра, сына брата Иосифа. Тот рассказывал, что, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, дружил с дядей. Бывало, мог и подшутить над ним. Так, однажды Петр решил поставить маленький капкан на зайца. А мальчишка-племянник выдрал клок шерсти из кроличьей шапки и вложил в зубцы. Дядя только посмеялся: мол, удалось вырваться ушастому.


Петр АЛЕЙНИКОВ (в верхнем ряду третий) со своей большой семьей

У супруги другого племянника — Николая Николаевича Счастного — Марии Антоновны, которая живет аккурат напротив музея, тоже сохранились воспоминания об Алейникове как о знатном добытчике: «Гостил Петр у нас часто, приезжал и тогда, когда гремел, что называется, на весь Союз. И всегда шел рыбачить. Как-то однажды взял с собой корзину. Несколько часов его не было, а потом вернулся с полной котомкой  вьюнов. Помню, собралась их жарить, кинула на сковородку, а те как стали хвостами вертеть. Сцену эту помню до сих пор».

Последний раз Мария Антоновна  виделась с артистом, когда ей было чуть больше двадцати пяти лет. Однако дети Петра Мартыновича — Арина и Тарас — гостили в деревне частенько. Чаще в Кривель их привозила теща Алейникова. Городская женщина к сельским реалиям, по воспоминаниям Марии Антоновны, не привыкла, поэтому старалась ограждать детей от деревенских забав. Но как-то раз за внуками недосмотрела, и брат завел  маленькую Арину в крапиву, та  пришла домой вся в волдырях. «Что делать с девочкой? — голосила бабушка. — Наверное, помрет дитя», — вспоминает историю Мария Антоновна. — Но я тут же нашлась: от такого ведь не умирают. Выходили дите, и уже через пару дней Аринка бегала как ни в чем не бывало».  


Петр и Станислава ДАВИДОВИЧИ помнят известного земляка


Дружила с дочкой Алейникова и сельчанка Станислава Давидович. Признается, что с семьей у нее связаны только теплые воспоминания. Петр Мартынович привозил детей в Кривель на все лето. Для местной детворы его приезд был настоящим событием. Во-первых, актер привозил сладости, во-вторых, развлекал детвору. 

— Бывало, сядет на ганке у своей мамы и давай байки нам рассказывать. Часто давал Арине деньги на кино, которое привозили к нам в деревню, и просил делиться с подружками. Так та однажды приносит бумажку, разорванную напополам: мол, отец сказал разделить деньги», — вспоминает Станислава Антоновна. 

Прошу описать, каким запомнился ей актер. Оказывается, Петр Алейников, несмотря на свою известность, одевался просто, без изысков: мог приехать в обычных брюках да рубашке. «Но чего у него было не отнять, так харизмы и юмора. Вот какой он, наш земляк!» — добавляет баба Стася. А потом с улыбкой  вспоминает детскую дружбу с младшей Ариной:

— Была у нее кукла, красивая такая: тело тканевое, а вот лицо нетряпичное. Таких диковинных игрушек мы не видели от роду. Своей «подружкой» Аринка с нами охотно делилась. Но лучшими забавами для нас были игры в лесу, где мы собирали ягоды. А когда проходил дождь, лепили на дороге из грязи фигурки. Вот где девочка могла вдоволь пошалить — бегали мы ведь босиком. В городе так не походишь. Кормили Арину только самыми хорошими продуктами, но любила та простую деревенскую еду. Как-то, когда бабушка (мать Алейникова) вышла, залезла в бочку с огурцами и съела самый большой «экземпляр». Когда Марьяна вернулась и учуяла запах маринада, страх как отругала непослушную девочку. 

Последний раз Арину Станислава Антоновна видела еще в школьном возрасте. И вот несколько лет назад, когда смотрела по телевизору передачу, посвященную Владимиру Зельдину, в числе гостей заприметила и его крестницу Арину. Это была последняя заочная встреча с дочерью Алейникова.

ВСЕГДА интересно, меняется ли человек после того, как на него обрушивается слава. Алейников, говорят, так и остался простым, в душе сельским пареньком. Уверена в этом и племянница Савки-тракториста Валентина Гурьянова (дочка брата Иосифа). Валентина Иосифовна, считай, одна из последних родственников Алейникова в нашей стране. Помимо нее, в соседних от Кривеля Княжицах остался лишь сын сестры актера Кати — Степан Лабков. Сама же Валентина Иосифовна живет в Могилеве. Бывает в родном Кривеле уже не так часто: возраст, да и с транспортом проблематично. Однако для самого Алейникова добраться до родного дома, по словам племянницы, было только в радость: 

— Приезжал Петр Мартынович своим ходом. Как добирался? Садился на поезд из Москвы, ехал до Шклова, а затем пятнадцать километров на велосипеде, который вез на поезде от самой Москвы. Вот такой отчаянный был. 

Ехал артист всегда с подарками. Валентина Иосифовна вспоминает, как однажды на свадьбу сына сестры Кати привез большой торт. Тогда, понятно, таких сладостей сельчане не видели. Захватил с собой и несколько банок сельди. 

— Рассказал, что достался ему деликатес по большому блату: был знаком с заведующей одним из магазинов. Так та позвонила и говорит: «Дунайская прибыла». Вот эту «дунайскую» с собой и прихватил на торжество, — добавляет племянница.

Однако сам Алейников богатством не отличался: жил с семьей в обычной квартире без изысков, хотя в элитном районе — на бывшей площади Восстания. Но всегда старался помогать родственникам. «Когда моему отцу нужна была операция, приютил его в Москве, договорился с больницей. Всегда интересовался, как там дела в Кривеле, все ли хорошо у родственников и знакомых. Был настолько внимательным, что спрашивал чуть ли не обо всех поименно. Никакой звездности у дяди никогда не было», — считает Валентина Иосифовна. А могла быть: реплики из кинофильмов, где играл Алейников, растаскивали на цитаты, песни в его исполнении напевали и стар и млад, от Москвы до Кривеля. 

… В Доме-музее Алейникова до сих пор стоят живые цветы. Так, по словам Юрия Махорина, сельчане выражают уважение к земляку. Каждый год, как только наступает 12 июля, жители деревни, вооружившись котомками и букетами, стройной колонной направляются в музей. Тут отмечают двойной праздник — день святых Петра и Павла и день рождения их местного, родного, всегда улыбчивого, милого Петра…

СПРАВКА «СГ»

Петр Алейников родился 12 июля 1914 года. Воспитывался в Могилевской детской коммуне. В 1931-м приехал в Ленинград и поступил в Институт сценических искусств на курс Сергея Герасимова. За свою жизнь снялся более чем в сорока фильмах, многими из которых засматривались целые поколения. Вспомнить хотя бы «Семеро смелых», «Трактористы», «Комсомольск», «Конек-Горбунок», «Глинка». Однако ни наград, ни званий у актера не было. «Утоление жажды» для Петра Мартыновича — последняя картина, где он снимался с уже серьезно подорванным здоровьем. За эту роль в 1968 году, уже посмертно, ему был присужден почетный диплом 1-й степени на Всесоюзном кинофестивале. Эта награда стала первой и единственной. Скончался Петр Алейников в возрасте 51-го года в Москве, находясь в своей квартире. Покоится на Новодевичьем кладбище.

bizyk@sb.by 

Фото автора и из архива Дома-музея Петра АЛЕЙНИКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter