Вам товар упаковать?

Этот вопрос из уст продавцов простых магазинов и гипермаркетов звучит чаще, чем «спасибо за покупку»
Этот вопрос из уст продавцов простых магазинов и гипермаркетов звучит чаще, чем «спасибо за покупку»

В ближайшем гастрономе прошу взвесить 400 граммов колбасы. «3.750», — сообщает девушка за прилавком и тут же добавляет: «Пакет нужен?» «Конечно», — отвечаю. «Тогда еще 50 рублей». «А бесплатной упаковки нет?» — спрашиваю. «Нет, — бросает на меня презрительный взгляд продавщица. — Могу предложить пакетик поменьше — за 20 рублей». На том и сошлись. Потом я попросила взвесить рыбу, конфеты, печенье, взяла несколько сдобных булочек, творожные сырки — все то, что практически невозможно купить без упаковки. Продукты обошлись мне в 10 с лишним тысяч рублей, и из них около 500 рублей ушло на пакетики, которые, кстати, нельзя использовать повторно. Санитарные врачи категорически запрещают — чтобы не распространять всякие микробы.

Может, в гипермаркете не станут мелочиться и продавать упаковку отдельно от товара? Помнится, до начала строительства «гиперов» нам обещали, что все в них будет, как в европейских. Увы–увы... Рулоны с пакетиками и впрямь, как «там», установлены в торговом зале. А рядом ценник: «майка» — 50 рублей, кусочек полиэтилена поменьше — 30 рублей.

«Что ж это за мода такая? — возмущается в унисон со мной пенсионер из Минска Георгий Варпахович. — Всякий раз, когда у меня спрашивают: «Вам пакет нужен?» — так и хочется ответить: «Неужели возможно продать колбасу или селедку без упаковки?» В «СБ», которую выписываю с 1961 года, недавно прочитал под рубрикой «В поисках утраченного», что в Жлобине в XIX веке на ярмарках запрещалось продавать неупакованный товар. А сейчас, в XXI, нас ставят перед фактом: либо плати 20 — 30 рублей за полиэтиленовый пакетик, либо неси товар в ладошках. Альтернативы нет. Это та ложка дегтя, которая способна испортить бочку меда».

Письмо я направила в Министерство торговли и очень огорчилась, получив ответ. Оказывается, каждый день, покупая, допустим, килограмм яблок и оплачивая заодно пакетик, в который нам их кладут, мы становимся свидетелями грубейшего нарушения закона о защите прав потребителей и правил торговли. «В соответствии с частью третьей пункта 25 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров от 7 апреля 2004 года N 384, — сообщает заместитель министра торговли Вячеслав Драгун, — товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. По требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке».

Но почему же это замечательное правило торговли нарушается сплошь и рядом? И существуют ли меры воздействия на недобросовестных продавцов? Эти вопросы адресую начальнику управления организации торговли и услуг Минторга Людмиле Петраковской. И узнаю, что, оказывается, в Кодексе об административных правонарушениях существуют даже две статьи, которые защищают права потребителя. По статье 144 продавцу (а скорее всего, руководителю торгового бизнеса) за нарушение правил торговли, а значит, как мы уже выяснили, и за продажу товара в неупакованном виде грозит штраф до 10 базовых величин, то есть 310 тысяч рублей. Еще строже карает недобросовестных торговцев статья 154 того же административного кодекса — от 620 до полутора миллионов рублей. По закону о защите прав потребителей Министерство торговли может направить материалы о выявленных нарушениях в исполкомы и требовать приостановления либо аннулирования лицензии. Иными словами, магазин могут закрыть. А если воспользоваться Указом Президента N 114 от 20 сентября 1994 года, то за грубые нарушения законодательства о торговле директору предприятия грозит отстранение от должности. Словом, нормативных актов, которые позволяют пресечь любые поползновения торговца на права потребителя, вполне достаточно. Между тем продажа товара без упаковки не только не прекращена, но процветает и приносит, на мой взгляд, неплохие барыши. Хотите посчитать, сколько на самом деле стоит тот самый маленький пакетик–«майка», который в магазине нам предлагают за 50 рублей? Так вот: в киоске на рынке 100 таких «маек» оптом стоят 1.200 — 1.600 рублей. Навар получается не меньше 200 — 300 процентов!

— Что же вы сравниваете? — упрекнула меня в дилетантстве начальник отдела организации торговли и общепита главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Татьяна Костюк. — Когда магазин приобретает пакеты в фирме, цена может быть совершенно иная, чем у предпринимателя на рынке. Налоги будут выше. Они «сидят» в стоимости товара.

Но закупать полиэтиленовые мешочки можно, например, и в России. Что, кстати, зачастую и делается. А там система ценообразования не такая прозрачная. Так что торговцам выгодно продавать упаковку в придачу к тем тысячам наименований товара, которые реализуются в стране ежедневно.

Любопытная деталь: за нарушение правил торговли в Минске, например, в прошлом году уволены 23 работника, около 300 получили выговор, около 400 остались без премии, а 14 предприятий лишены лицензий. Но вот кто был наказан за то, что отпускал товар без упаковки, в главном управлении потребительского рынка уточнить не смогли. Нет такой информации и в Минторге.

— К сожалению, с тех пор как ликвидирована госторгинспекция, — признается Людмила Петраковская, — на такие мелочи, как упаковка или неграмотная выкладка товара, как правило, никто не обращает внимания. А у Минторга на это не хватает специалистов, штат небольшой... К тому же мы понимаем, что у предприятий торговли на то, чтобы брать деньги за упаковку, есть объективные причины. Если торговая надбавка на продажу мяса устанавливается в размере 10 процентов и примерно равна хозяйственным издержкам, то на бесплатных пакетиках магазин просто разорится. Каждое второе предприятие торговли сегодня убыточно.

Но, скажите на милость, какое дело покупателю до того, что магазины работают с убытками. Правила писаны для того, чтобы их исполнять, а не искать «объективные» причины. Похоже, в сложившейся ситуации нам ничего не остается, как взять защиту потребительских прав в собственные руки и заставить торговцев соблюдать закон. Давайте попробуем сделать это вместе. Считайте этот материал руководством к действию.

Компетентное мнение

— Требуйте, чтобы в магазине товар вам упаковали бесплатно. До тех пор пока покупатель молчит и стесняется поднимать этот, казалось бы, копеечный вопрос, с него и будут необоснованно брать деньги за пакетик, — говорит заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская. — Если продавец отказывается выполнить ваше требование, попросите книгу замечаний и предложений и сделайте в ней соответствующую запись.

Начальник юридического отдела Минского общества потребителей Наталья Карп менее оптимистична: «Да, у вас действительно есть право отказаться платить за полиэтиленовый пакет, но в качестве альтернативы этой упаковке продавец может предложить бумагу. Упаковать в бумагу, скажем, куриные яйца, практически невозможно. И вам ничего не останется, как разложить их по карманам...»

Самые распространенные нарушения правил торговли, выявленные Комитетом госконтроля в 2005 году:

продажа недоброкачественной продукции обнаружена в половине (1.434) проверенных торговых точек;

в каждой четвертой не соблюдался ассортиментный перечень товаров, ограничивая их выбор покупателем;

в 432 случаях (или в одном из шести) зафиксировано завышение цен на продукцию;

еще 1.700 нарушения касались режима работы магазинов и киосков, неисправности весового оборудования, обмера, обсчета, обвеса и т.д.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter