Вам случалось видеть чудеса исцеления, когда, казалось, медицина бессильна?

Людмила АНАЦКАЯ, ведущий научный сотрудник РНПЦ неврологии и нейрохирургии, кандидат медицинских наук: — Меня дважды приглашали на консультацию, чтобы поставить диагноз и назначить лечебные мероприятия 25-летнему пограничнику.

Людмила АНАЦКАЯ, ведущий научный сотрудник РНПЦ неврологии и нейрохирургии, кандидат медицинских наук:

— Меня дважды приглашали на консультацию, чтобы поставить диагноз и назначить лечебные мероприятия 25-летнему пограничнику.

Этот парень 60 дней лежал в реанимации в коме. Молодой мужчина заболел ангиной, и в это же время его укусил клещ. Медицине известны случаи, когда после такой длительной комы пациенты десятки лет проводили без сознания. К счастью, этого пациента подобная участь обошла стороной.
В день последнего моего визита молодого мужчину хотели выписать домой в состоянии хронической комы. Но, к огромному удивлению всего медперсонала и родственников, он пришел в сознание, открыл глаза и, хотя не мог говорить, легкими движениями головы и глаз отвечал на поставленные вопросы. Постепенно начал самостоятельно дышать, восстанавливаться, а затем вернулся домой.
Врачи многое сделали для выздоровления этого пациента, но и родственники постарались тоже. Я видела, как все: родители, жена, маленькие дети боролись за его жизнь. Страстно желали, чтобы он поднялся, проводили с ним много времени, разговаривали. Никто не сдавался.
Общими молитвами этот мужчина выжил, хотя шансов у него было крайне мало. Умрет больной или останется жить — вещи не всегда предсказуемые. Работая с такими тяжелыми пациентами, понимаешь, что не все зависит только от возможностей медицины, что есть, наверное, в спасении таких больных и Божий промысел.

Арнольд СМЕЯНОВИЧ, нейрохирург, академик НАН Беларуси:
— Это очень сложный вопрос. Да, бывают случаи, когда, казалось, врачи не всегда в состоянии помочь, однако больные возвращаются к жизни. А когда пациенты говорят: не делайте мне операцию, я ее не перенесу, такие нередко, к сожалению, умирают. Тех, кто опустил руки, спасать очень трудно.
В моей практике были случаи, когда после удаления обширной опухоли шансов выжить у больных было ничтожно мало, а они выкарабкивались. И это действительно было чудом.
Спросите, почему такое происходит? Наверное, благодаря умению врачей, настроенности самого больного на удачный исход операции и, конечно, помощи космоса. Я не раз наблюдал за некоторыми нейрохирургами. Вроде грамотные ребята, а удача им не сопутствует. Есть такое понятие, как легкая рука, и за таким хирургом всегда идет хорошая слава.
Почему существует бесконечность, почему мы живем, почему зиму сменяет весна, а лето — осень? По-моему, все это неспроста. Космос, внешние силы, безусловно, влияют на жизнь людей и на все, что нас окружает. Однако многое зависит и от самого человека. Если он поступает по совести, добр и готов помогать другим, тогда ему и небеса помогают.

Людмила ЛОСЕВА, доцент кафедры, кандидат химических наук:
— Сказать, что не верю, значить слукавить, но и то, что верю безоглядно, тоже будет неправдой. Я убеждена: если человек силен духом, верит, что исцелится, то так оно и будет, какие бы препятствия ни стояли на этом пути.
У моей близкой родственницы был злокачественный рак  второй стадии. Ей предстояла тяжелая операция, а потом еще и 20 сеансов облучения. А ей в то время было около 60 лет! Она поступила в онкоцентр и ни на секунду не сомневалась, что все выдержит. Врач, пообщавшись с ней, спросил: “Вы знаете свой диагноз?” И был крайне удивлен оптимизмом этой женщины. Моя родственница успешно перенесла операцию, но после первого облучения не могла встать на ноги. Тогда она составила программу исцеления, в том числе и духовного. Следовала своим принципам и уверенно шла к выздоровлению. Ей удалось перенести облучение. После этого прошло уже более шести лет, женщину сняли с учета онкобольных.

Людмила БОРОВКОВА, кардиохирург Республиканского научно-практического центра “Кардиология”:
— Я верю, что в этой жизни многое зависит не от профессионализма хирурга, а от благословения свыше. У каждого пациента есть свой ангел-хранитель, который помогает ему в трудных ситуациях. Года три назад мне довелось оперировать матушку Ольгу из Борисова. Это была очень тяжелая больная. Ей тогда поставили клапаны и водитель ритма сердца. Медики сделали все возможное, чтобы спасти эту женщину. Все за нее молились. Матушка Ольга здравствует и по сей день, помогая своими добрыми делами многим людям.

Сергей АЛЕКСЕЕВ, заведующий кафедрой общей хирургии БГМУ, доктор медицинских наук, профессор:
— Говорят, что в лечении больных, и особенно хирургических, всегда участвуют трое: доктор, пациент и его вера в исцеление. Если пациент “объединяется” с болезнью против врача, выздороветь у него шансов мало. А если наоборот — удается поправиться. В моей практике был случай, когда пришлось спасать мужчину с поражением всей поджелудочной железы, причем  болезнь была осложнена гнойным процессом. Довольно часто такие пациенты погибают. Казалось, судьба испытывает этого мужчину на прочность. Многие нежелательные после операции осложнения сыпались на него одно за другим. Несколько раз было желудочно-кишечное кровотечение, открывался кишечный свищ, расползалась рана. Но человек оказался сильнее всех этих несчастий.
Наверное, и потому, что за его жизнь боролись не только врачи, медсестры, нянечки, но и родственники. Без их участия, думаю, вряд ли был бы такой успешный финал. Вопреки всему этот тяжелый пациент выкарабкался из болезни и выписался домой.
Помню также больного, который дважды перенес клиническую смерть и тоже выжил. Если человек страстно желает жить, ему удается встать на ноги. Никогда нельзя терять веру.

Александр СТРОЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор:
— Я — мате-риалист и в чудеса не верю. За 30 лет своей практики никаких чудес не наблюдал. Как специалист, допускаю, что могут быть вопросы, связанные с неадекватным лечением или лечением не того заболевания, которое диагностировали. Тогда, возможно, и говорят о “чудесах”.
Впрочем, бывают случаи, когда, казалось бы, сделано все зависящее от врачей, а мы начинаем терять пациента. Но в какой-то момент он возвращается к жизни и потихоньку поправляется, а затем выписывается из клиники, что действительно удивляет. Возможности человеческого организма без-граничны, поэтому лично я отношусь к вопросам эвтаназии очень отрицательно.
У меня есть пациент, которого я трижды оперировал по поводу рака почки с метастазами, еще две операции он перенес из-за различных осложнений кишечника. Это было 25 лет назад. Кто бы ни помогал этому пациенту, он — молодец, до сих пор жив, здоров, воспитывает внуков. Однако я убежден, что без лечения ничего бы этого не было. Хотя, наверное, можно сказать: доктор предполагает, а Бог располагает.

Игорь СТАКАН, заведующий отделением кардиохирургии Минской областной больницы:
— Я в это не то что верю, а я в этом даже не сомневаюсь. Когда просил священников молиться за больных, такое случалось уже не однажды. Как-то понадобилась помощь больному, у которого плохо заживала после-операционная рана. Другой пациент температурил, хотя у него и не было признаков инфекции. Мы его обследовали, однако ничего не обнаружили. Священник молился за этих людей. В первом случае произошло исцеление только благодаря молитвам, а во втором — помогло еще и освященное масло, привезенное из Ганиной Ямы, где есть мужской монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Я это масло использовал тогда всего один раз. Наверняка обыватель скажет, что это совпадение.
А я отвечу: это произошло из-за искренней веры врача и больного.

Евгений МИХНОВИЧ, хирург-травматолог, кандидат медицинских наук:
— Наверное, случалось. Я лично знаю женщину, которой был поставлен диагноз “рак молочной железы IV стадии”, при этом онкологи сказали ей, что хирургическое лечение будет неэффективно. Этой женщине даже не предлагали пройти курс лучевой терапии, а она живет уже шесть лет. Возможно, ей изначально был неправильно поставлен диагноз, тем не менее эта женщина жива. А ведь при таком диагнозе, как известно, в абсолютном большинстве случаев люди, к сожалению, угасают за полгода или год. Но скажу честно: иногда я верю в помощь небес.

Александр БАЕШКО, доктор медицинских наук, профессор:
— Если опросить сотню врачей, вряд ли наберется хотя бы десяток тех, кто в это верит. Ну что такое чудо исцеления без лечебной помощи? Это нелогично. Чудо прозрения возможно, но не исцеления.
Если у человека злокачественная опухоль IV стадии, вряд ли произойдет какое-то чудо. Наверное, оно может случиться, но только в том случае, если при постановке диагноза допущена ошибка.
Когда в реанимационном отделении оказываются два одинаковых больных с тяжелой патологией, но один из них — алкоголик, а другой — нежный интеллигент, шансов выжить у алкоголика гораздо больше, потому что у него сильнее иммунитет.
Можно привести и такой пример. Ученые, которые проводят испытания на животных, замечали: бродячие собаки более выносливы. В то же время породистые псы не переносят жестких условий.
Нельзя не верить в Бога, но нельзя и ожидать его помощи, когда патология неизлечима. На мой взгляд, тяжелая болезнь не может быть ликвидирована какими-то внешними силами.

Михаил КЕВРА, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии БГМУ:
— Я знаком только с одним таким случаем. Женщине из Молодечненского района был поставлен и подтвержден диагноз “рак”. Хирург районной больницы сделал этой больной отвод кишечника вокруг опухоли и отправил домой, будучи уверенным, что она проживет не более полугода. Спустя пять лет я осматривал эту пациентку. У нее опухоль стала меньше, чем при установлении диагноза.
Как она лечилась? Можно сказать, не делала ничего. В основном готовила успокаивающие настои из трав, которые не могли влиять на ее основное заболевание, поскольку не обладали противоопухолевым действием. Сколько лет прожила эта женщина, не знаю, потому что мой знакомый хирург уехал из этого района, и связь оборвалась.
Случаи самоизлечения от рака были описаны еще 200 лет назад. В США ученый-хирург Колей заметил: когда у онкологических больных возникала острая вирусная инфекция, рак отступал. Этот американец пытался даже создать вакцину, не получилось. Колей умер в нищете, поруганный всеми, поскольку его считали шарлатаном. Его дочь продолжила дело отца. Благодаря ей был открыт белок, способный убивать раковые клетки. А началась эта история со случаев самоизлечения рака.

Ирина СИКОРСКАЯ, главный внештатный специалист Минздрава Беларуси по лечебной физкультуре, ассистент кафедры БелМАПО:
— Я в чудеса не верю. Наверное, потому, что настоящие чудеса встречаются крайне редко и то тогда, когда у человека включаются резервные возможности и сверхвозможности его иммунитета. А чудеса... Я — материалист, мы все — составляющая живой природы. Это макромир, о котором известно не все.
У каждого человека достаточно большие резервы, а каждый день мы используем очень маленькую часть того, что в нас заложено и что мы могли бы. Если человек чего-то очень хочет и достаточно настойчив в достижении цели, он может включить те резервы, которые у него есть. Иногда этому помогают и публикации, в которых говорится: стоит захотеть — и вам под силу многое. На мой взгляд, это неправильно. Не вырастет же новая нога, если ее ампутировали, правда? Ко всему нужно подходить с позиций разума.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter