В поисках утраченного: почта начала ХХ века

Вам письмо...

Давно ли вы писали письмо? Нет‑нет, не СМС. И не пост в Фейсбуке. И даже не послание по электронной почте. А вот так, по старинке: ручкой, на листе бумаги. Наверное, давно. Если вообще когда‑нибудь писали. И, скорее всего, вы не знаете, что на этой неделе, 23 января, отмечался Международный день ручного письма (День почерка). В названии праздника слово «письмо» обозначает не почтовое отправление, а процесс нанесения текста ручкой на бумагу. Но, по сути, одно от другого неотделимо по принципу метонимии и по глубинному содержанию. 

Минск. Почта. Начало ХХ в.

И в самом деле так. С каким трепетом мы сегодня берем в руки старинную почтовую открытку, на обороте которой начертано перьевой чернильной ручкой небольшое письмецо. Несмотря на всю «антикварность», такое послание даже спустя многие десятилетия сохраняет отблеск живых человеческих эмоций и отношений. Вообще, почта такое интересное явление и место, где теснейшим образом совмещено утилитарное, практическое, даже коммерческое начало и состояние души отдельного конкретного человека: его радость, переживания, боль. Недаром в прежние времена на письмах, кроме традиционных технологических отметок «заказное», «до востребования» и т.д., дозволялись надписи «с характером»: «весьма нужное», «с паспортом»... Об особой атмосфере абсолютно казенного по своему статусу учреждения — почты говорит и то, что в начале ХХ века ведомству детских приютов разрешалось выпускать в продажу бланки закрытых благотворительных писем с печатными объявлениями (по 5 копеек за бланк, с оттиснутым на наружной стороне бланка 7‑копеечным почтовым штемпелем).

Борисов. Почтово-телеграфная контора. Начало ХХ в.

Открытые письма писались на бланках, изготавливаемых почтово‑телеграфным ведомством, но допускались и бланки частного выпуска. Последние по формату и плотности бумаги (исключительно светлых цветов) должны были соответствовать правительственным бланкам и иметь на лицевой стороне те же надписи. Воспроизведение государственного герба и почтовой марки воспрещалось; виньетки и реклама могли печататься как на оборотной, так и на лицевой стороне бланка. Но «печатание таких рисунков и реклам во всем подчиняется правилам устава о цензуре и печати. Если принятые правила нарушаются, с получателя взыскивается недостающий до полной оплаты письма сбор в двойном размере». Так что, несмотря на всю душевность письмеца, строгость соблюдалась.

Полоцк. Сувенирная открытка с почтальоном. Начало ХХ в.

Отправить и получить письмо, бандероль, посылку, телеграмму, денежный перевод — сто лет назад все это уже было доступно. Пишите адрес, и почтальон вручит кому следует корреспонденцию. А уж будет ли при этом адресат танцевать — от почтальона сие не зависит.

Лида. Почта. Начало ХХ в.

Почтовые адреса Минска в начале ХХ века

Улица Захарьевская, 4, дом Прошинского. Здесь располагалось Управление Минской почтово‑телеграфной округи, которое контролировало деятельность почтовых и телеграфных контор и отделений всей Минской губернии. В 1914 году управление переехало на Захарьевскую, 47, в дом Минского общества сельского хозяйства, который стоял на месте нынешнего кинотеатра «Центральный».

Улица Губернаторская (теперь Ленина), 34, дом Карказовича — адрес почтово‑телеграфной конторы и телефонной станции. Кстати, 15 ноября 1905 года минские служащие почты и телеграфа присоединились к всероссийской стачке телеграфистов. Четырехэтажное здание главной почты — на то время одно из красивейших в Минске — не сохранилось. На его месте выросло здание современного Национального банка. 

Почтово‑телеграфные отделения Минска находились также на Виленском вокзале (железнодорожное) и улице Александровской, 27, дом Лифшица, на углу с 1‑м Семинарским переулком. В 1916 году еще одно почтовое отделение открылось в районе Золотой Горки.

Улица Георгиевская, дом Пелагеи Наркевич. В 1910 году его занимало уездное почтовое управление (контора). Приречной части улицы Георгиевской (Чичерина) теперь не существует.

Брест. Почта. Начало ХХ в.

КСТАТИ

Стоимость почтовых марок начала ХХ века:

1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 14, 35, 70 копеек.

Стоимость штемпельных конвертов: 

5 1/2, 7 1/2, 10 1/2, 14 1/2 копейки, 3 рубля 50 копеек, 7 рублей.

Орша. Сувенирная открытка с почтальоном. Начало ХХ в.

Плата за доставку на дом:

посылки в губернских городах — 15 копеек; 

письма — бесплатно;

денежного пакета — повсеместно 10 копеек.

В 1911 году килограмм ржаного хлеба стоил 5 – 7 копеек; картошки – 19; говядины – 37; сливочного масла – 90 копеек. 

В это время среднемесячный заработок в управлении Либаво-Роменской железной дороги составлял 96 рублей, инженер получал минимум 150 рублей в месяц. Средний заработок врача в 1910 году составлял 2.400 рублей в год. (Из материалов книги З.Шибеко «Минскъ сто гадоў таму».)

Письма письмами, но почему бы и депешу не отбить по важному поводу? 

Телеграммы были:

• простые; 

• срочные; 

• с оплаченным ответом; 

• посылаемые в сторону от телеграфной станции; 

• с несколькими адресами; 

• с оплаченной поверкой (предлагалось проверить телеграмму на грамотность, чтобы не искажались слова: услуга оценивалась в четверть стоимости депеши); 

• телеграмма вслед (если адресат уже выбыл с указанного места проживания, депешу отправляли ему вслед, на новое место жительства. Плата за услугу бралась уже с того, кому она адресовалась).

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter