Вам пакет! Зеленый

Что означает слово "экология", сегодня знают уже даже дошколята. В стране внедряется система непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения. В школах изучаются специальные предметы, появилось и немало учебных заведений, где природоохранные дисциплины изучаются более углубленно. Однако не всегда это дает должный эффект, не хватает хороших учебных пособий и методических разработок. В этом плане немалым подспорьем может стать комплект образовательных материалов "Зеленый пакет", разработанный Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы -- независимой, неполитической и некоммерческой международной организацией. 14 декабря в Минске в конференц-зале Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия "БелНИЦ "ЭКОЛОГИЯ" состоялась презентация "Зеленого пакета", предлагаемого к адаптации и внедрению в Республике Беларусь.
В презентации приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства образования, Министерства иностранных дел, офиса ОБСЕ в Минске, а также общественных объединений и других учреждений и организаций, занимающихся экологическим образованием. Приветствуя участников презентации, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентин Малишевский отметил, что Беларусь может гордиться тем, что сумела сохранить свои природные богатства. В стране многое делается, чтобы не пострадали биоразнообразие, экосистемы. Не случайно европейские эксперты назвали белорусское Полесье "европейской Амазонкой". И приучать беречь природное богатство надо с раннего детства. Причем подход к экологическому образованию, воспитанию и просвещению не должен быть формальным, убежден Валентин Малишевский. Например, не достаточно констатировать, что ежегодно в атмосферу попадает более 1 миллиона 300 тысяч тонн вредных выбросов. Чтобы осознать масштабы загрязнения воздуха, можно отметить, что один грузовой вагон рассчитан на 40--60 тонн. И если произвести нехитрое арифметическое действие, получится, что из ежегодных выбросов в атмосферу сформировался бы состав примерно из 30 тысяч вагонов! А если "загружать" отходы, которых в нашей стране каждый год образуется 34,5 миллиона тонн?! Снизить нагрузку на окружающую среду, навести порядок в нашем общем доме под силу каждому, главное -- научиться правильно вести себя и научить других, подчеркнул Валентин Малишевский.
Школам нужны такие учебники и пособия, которые стали бы своего рода "экологической Библией" для ребят, считает начальник отдела информации Минприроды Наталья Федорова.
Что же касается самого "Зеленого пакета", о нем подробно рассказал его автор и разработчик, эксперт Регионального экологического центра Климент Миндов, приехавший из Венгрии. Этот комплект образовательных материалов предназначен для учителей и учащихся средней школы, а также для системы внешкольного образования. В то же время он может быть использован для организации экологического образования в средних профессиональных и средних специальных учебных заведениях. Комплект фокусирует внимание на специфических темах и проблемах, связанных с охраной окружающей среды и устойчивым развитием. Он содержит четыре вида образовательных материалов: пособие для учителя, включающее поурочные планы и рабочие листы для учащихся, трехчасовую видеокассету с набором разнообразных видеоклипов и образовательных фильмов, CD-ROM с дополнительной информацией по изучаемым проблемам и игру "Проблемы и дилеммы". Кроме того, в комплект включены информационный буклет об учебном пособии и бланк сертификата об обучении. Таким образом, пользователи "Зеленого пакета" могут вести учебные занятия, следуя указаниям в пособии для учителя, визуализировать их при помощи фильмов, имеющихся на видеокассете, а также дополняя изучаемый материал информацией с CD-ROMа или с рекомендуемых интернет-сайтов.
По словам Климента Миндова, "Зеленый пакет" предполагает не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития. Его первостепенная задача заключается в формировании у учащихся новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома, обществе. Учащиеся рассматриваются как активные партнеры преподавателей в организации различных видов деятельности, проведении дискуссий, ролевых игр, принятии решений. Через учителей и учащихся основные идеи пособия адресуются также другим членам их семей и обществу в целом.
При необходимости учителя могут разрабатывать по схеме "Зеленого пакета" свои собственные занятия, дополняя и обогащая их. Отдельные части пособия можно использовать независимо друг от друга.
Основные проблемы, связанные с охраной окружающей среды и устойчивого развития, представлены в 22 темах, сгруппированных в 5 глав:
-- Природная среда: воздух, вода, почва, биологическое разнообразие.
-- Неблагоприятные воздействия: урбанизация, шум, отходы, химические вещества.
-- Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.
-- Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.
-- Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.
Сделать учебный процесс и познавательным, и увлекательным поможет игра "Проблемы и дилеммы". Она позволяет учащимся в интерактивной форме обсуждать конкретные проблемы взаимодействия природы и общества, предлагать и отстаивать свои варианты их решения. Игра одинаково увлекательна как для детей, так и для взрослых. Путем обсуждения конкретных игровых ситуаций и высказывания различных точек зрения на пути их решения учитель и ученики получают возможность лучше понять различные и нередко противоречивые интересы экономического развития и сохранения окружающей среды. Кроме того, игра способствует выработке навыков коллективной работы, формулированию проблем и поискам их взаимоприемлемых решений на основе взаимопонимания и взаимоуважения, умению вести плодотворную и корректную дискуссию.
Первая презентация комплекта образовательных материалов нового поколения "Зеленый пакет" состоялась на -- конференции министров "Окружающая среда для Европы" в мае 2005 года. Такие пособия уже используются в целом ряде стран, завершается подготовка русскоязычного варианта.
Как отметила главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Галина Романовец, "Зеленый пакет", несомненно, вызывает интерес. Однако для внедрения его в нашу образовательную систему он должен пройти соответствующую экспертизу, а также быть адаптирован для Беларуси. Если будут даны положительные оценки специалистов и Министерство образования рекомендует "Зеленый пакет" для использования в учебном процессе, такое пособие смогут взять себе в помощники все, кто занимается экологическим образованием, воспитанием и просвещением. Как скоро это произойдет, пока ответить сложно. Но вполне вероятно, что первые "Зеленые пакеты" поступят в белорусские школы уже к началу следующего учебного года. "Поскорее бы!" -- просили учителя и методисты, принявшие участие в презентации и высоко оценившие это пособие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter