Валютный лен дорог, но плохо чешется

Упомяну лишь те, которые ближе деревенскому жителю. Экспорт сельхозтехники сократился на 10 процентов, тракторов — на 23, грузовиков — 1,9 раза. Зато импорт грузовых машин вырос в 3,2 раза. Их мы ввезли более 21 тысячи штук. Почему продолжаем увлекаться импортом, несмотря на то, что в стране не хватает твердой валюты?

НА ФОРМИРОВАНИЕ общего отрицательного сальдо внешней торговли в этом году повлияло много факторов

Упомяну лишь те, которые ближе деревенскому жителю. Экспорт сельхозтехники сократился на 10 процентов, тракторов — на 23, грузовиков — 1,9 раза. Зато импорт грузовых машин вырос в 3,2 раза. Их мы ввезли более 21 тысячи штук. Почему продолжаем увлекаться импортом, несмотря на то, что в стране не хватает твердой валюты?

Возьмем сельхозтехнику. В этом году на ее закупки за границей потрачено на 50 миллионов долларов больше, чем в 2012-м. Руководители хозяйств, решивших приобретать, скажем, импортные кормоуборочные комбайны, утверждают, что отечественные их не устраивают. У белорусских агрегатов ниже производительность, они чаще ломаются. С этим согласен начальник управления механизации, технического прогресса и эксплуатации машинно-тракторного парка Минсельхозпрода Петр Плавский. Но, задается вопросом специалист, могут ли только подобные аргументы быть решающими при выборе техники? Не надо забывать, что импортные машины дороже отечественных. Кроме того, на покупки за рубежом идут доллары и евро, с которыми в стране напряженка.

Действительно, за границей много различных товаров, в том числе и сельскохозяйственной техники, которые превосходят по качественным показателям белорусские. Но что будет, если мы станем покупать только их? Отрицательное сальдо еще больше возрастет, курс рубля рухнет, отечественные производители разорятся, и все мы, образно говоря, сядем в лужу.

А чем оборачивается увеличение импортных закупок для хозяйств? Если белорусский комбайн стоит примерно 200 тысяч долларов в эквиваленте, а зарубежный в два раза больше, то, кроме перерасхода валюты, есть еще и обыкновенный рост затрат, себестоимости продукции. Ее рентабельность в нынешнем году упала. В этом виноваты среди прочих факторов и дополнительные закупки зарубежной техники.

Еще один аспект проблемы. Иной раз, отдавая предпочтение импорту, наши хозяйственники идут по пути наименьшего сопротивления, ищут легкого хлеба. Возьмем льноводство. Для отрасли сейчас не лучшие времена, государство постоянно выделяет ей большие субсидии. В этой ситуации надо стремиться к уменьшению затрат. Между тем некоторые льнозаводы на протяжении ряда лет как закупали импортные семена, которые в 3—4 раза дороже белорусских и требуют твердой валюты, так и продолжают это делать. При этом ожидания от зарубежных семян часто себя не оправдывают.

На одном из льнозаводов провели эксперимент. По французской технологии возделывался сорт льна-долгунца французской селекции «драккар», по отечественной — белорусский сорт «блакіт». При переработке тресты сорта «блакіт» удельный выход длинного волокна составил 12,4 проц. и общего волокна 32,8 проц., длинного волокна сорта «драккар» — 8,87 проц. и общего — 28,21 проц. Заключительным этапом эксперимента стало определение прядильной способности выращенного волокна на Оршанском льнокомбинате. По результатам чесания всех опытных образцов белорусский сорт имел более высокие положительные характеристики по сравнению с французским.

Директор Института льна Иван Голуб считает, что, закупая импортные семена, льнозаводы стремились замаскировать свою бесхозяйственность, неумение, а порой и нежелание как следует наладить семеноводческий процесс. Тот ведь требует немало хлопот. Зачем же их взваливать на свои плечи, недоумевают иные недальновидные руководители, если можно все решить одним махом, сделав ставку на закупки семян за рубежом…

Есть в росте импортных закупок и один весьма щекотливый аспект. Речь идет о так называемых откатах. Что может иметь для себя лично руководитель государственного или с превалированием доли государства в акциях предприятия, если он купит технику на отечественном, таком же государственном, предприятии? Ничего. Но ситуация меняется, когда тот сталкивается с представителями зарубежных частных компаний. Последние готовы идти на всевозможные уловки ради того, чтобы продать товар. Например, ходят разговоры о том, что покупатель может для себя лично иметь какой-то процент за якобы работу дилером. Если нет возможности дать наличными или положить деньги на счет в зарубежном банке (в наше время воспользоваться ими несложно), компания может предложить туристическую поездку. Отследить все это правоохранительным органам крайне сложно.

Как же бороться с чрезмерным импортом? В 2014 году Правительство планирует реализовать комплекс мер по уменьшению его объемов. Снижение импортных поставок в Беларусь предусмотрено в том числе и за счет установления предельной доли импортной составляющей в стоимости произведенной продукции (60 процентов) с уплатой налога на объем ее превышения. Другой мерой, направленной на ограничение импорта, может стать введение в систему оценки работы руководителей предприятий показателей снижения импортоемкости продукции и роста экспорта.

Не следует забывать, что увеличение импортных поставок обусловлено и неконкурентоспособностью отечественных товаров на внутреннем рынке. Поэтому белорусским предприятиям надо постоянно думать, как улучшить их качество.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter