Валютный курс и гамбургер

Нацбанк: Курс доллара в 2012-м не поднимется выше Br 8—8,5 тысячи

Средневзвешенный курс доллара США в Беларуси до конца 2012 года ожидается на уровне 8—8,5 тысячи рублей за 1 доллар, сообщила 4 апреля на пресс-конференции председатель правления Национального банка Надежда Ермакова. Главный банк страны явно настроен на поддержание установившегося равновесия, тем более что накоплены достаточные валютные резервы.

Из сегодняшнего положения, когда деньги дороги, а валютный курс стабилизировался, извлекают выгоду вкладчики, размещающие свои ресурсы в белорусских рублях. Еще не так давно проценты были даже очень высоки, но с понижением ставки рефинансирования они пошли вниз, хотя выгода вложений в белорусской валюте остается. И выясняется, что российские банки, в том числе и через свои дочерние банки в нашей стране, направили не менее 250 млн. долларов на эти цели, приобретя около 1 трлн. рублей.

По мнению Надежды Ермаковой, если экономическая ситуация первого квартала сохранится, то курс доллара будет держаться на уровне 8—8,5 тыс. рублей за доллар. Хотя все экономические показатели на год рассчитывались исходя из прогноза курса 9150 рублей за доллар. Несомненно, курс будет колебаться, но большинству белорусских предприятий, которые ориентированы на экспорт, сегодня невыгодно чрезмерное укрепление рубля, ведь сейчас курс делает выгодным экспорт и естественным образом сдерживает импорт.

Надо отметить, что Национальный банк Беларуси провел очередной мониторинг предприятий реального сектора экономики. Так вот данные этого исследования говорят о том, что на 2/3 предприятий хотят, чтобы курс белорусского рубля не менялся.

Из 1993 опрошенных предприятий промышленности, строительства, транспорта, торговли и других отраслей 65,6 % наилучшим изменением курса белорусского рубля считают его фиксацию, т.е. сохранение нынешнего соотношения рубля и инвалют. Чуть больше 15 % выступают за девальвацию национальной валюты, а около 19 % заинтересованы в ее укреплении. По логике вещей стоит предположить, что 15 % сторонников дальнейшей девальвации — это крупные экспортеры. Им интересен дешевый рубль, делающий товары более конкурентоспособными на внешних рынках. Укрепление рубля повышает покупательную способность в части возможностей импорта, а это хорошо для импортеров и плохо для платежного баланса страны. Но большинство хотело бы стабильности и предсказуемости и согласно с фиксацией курса.

Обеспечивая такую устойчивость, Нацбанк Беларуси с начала 2012 года скупил на валютно-фондовой бирже всех валют на сумму почти 1 млрд. долларов в эквиваленте, сообщила председатель правления Национального банка Надежда Ермакова. Только в марте было скуплено 240 млн. долларов, и Нацбанк пока продолжает покупать. Это ведет к дополнительному присутствию в обращении белорусских рублей, и сегодня излишек ликвидности в них достиг 10 трлн. рублей. Впрочем, он периодически связывается усилиями главного банка. Основное, по мнению Надежды Ермаковой, то, что «экономика наша работает, за два месяца у нас положительное сальдо по экспорту-импорту». Порой Национальный банк делает интервенции уже в рублях, а не в валюте. А инфляция сегодня — в рамках прогноза на 2012 год.

С учетом этих тенденций регулируется ставка рефинансирования, и сегодня ясно, что она продолжит постепенно снижаться. Со 2 апреля она составляет 36 % годовых. Ставки по депозитам снижаются, а кредитные ресурсы становятся доступнее для предприятий и населения. В кредитовании участники рынка ведут себя спокойно: предприятия и население берут кредиты осторожно, ведь они еще дорогие. Что ж, перегрев времен потребительского бума остался в истории. Нацбанк видит свою роль в том, чтобы не допускать резкого укрепления или обвала курса, регулировать его исходя из спроса и предложения на валюту. «Все остальное зависит от экономики… Ставка рефинансирования должна быть на положительном уровне по отношению к инфляции. У нас есть все возможности для того, чтобы все шло плавно, без скачков», — считает Надежда Ермакова.

Если оценивать состояние белорусской валюты по паритету покупательной способности, то тут интересен такой показатель, как знаменитый индекс «БигМака», предложенный британским журналом «The Economist». Этот индекс сравнивает стоимость популярного товара в разных странах в пересчете на доллары. Так вот сейчас бутерброд «БигМак» в Беларуси стоит столько же, сколько в России (2,87 доллара). В Литве он стоит уже 3,07 доллара, а в США — около 4 долларов. Сравнение с ценой в США показывает степень до- или переоцененности национальной валюты. Итак, белорусская цена составляет 71,39 % американской. По методике «The Economist» рубль мог бы в нашей стране быть на 29 % крепче, а за доллар можно было бы давать 5700 рублей. Однако такой курс сегодня создал бы угрозу конкурентным преимуществам белорусских экспортеров и сработал бы на прирост импорта. Так что не всегда «бургерномика», любопытная как инструмент сопоставления, как зеркало покупательной способности, может быть поводом для реальной стратегии. Ну а если сделать поправку на соотношение средних зарплат, то скорее… переоценен бутерброд, нежели недооценена национальная валюта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter